bark_kruzenschtern.jpg


Парусно-винтовой корвет ВитязьИмя прославленного корвета «Витязь» навсегда вошло в память мирового мореплавания. История знает немало весьма драматичных дальних морских походов и кругосветных путешествий, но в ряду десяти самых прославленных кораблей мира, имена которых начертаны на фронтоне Международного океанографического музея в Монако, упомянут только один российский корабль - «Витязь».

Заслуга в этом принадлежит первому командиру корабля - адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Его подлинно научный труд: «„Витязь“ и Тихий океан» с подробным изложением результатов всех исследований, выполненных экипажем судна, обессмертил имя славного корвета.

 

Постройка и подготовка к плаванию

«Витязь» был заложен 16.08.1883 г. на Франко-русском заводе, что на Галерном острове в Петербурге, знаменитым кораблестроителем, инженером-самоучкой П. А. Титовым. 23.10.1884 г. он уже был спущен на воду, и его командиром был назначен капитан 1-го ранга С. О. Макаров. Ещё 2 года «Витязь» оставался на достройке и все это время С. О. Макаров. принимал самое деятельное участие в этой работе.

Корабль оказался одним из последних военных кораблей «переходного периода», то есть был совершенным парусником и одновременно имел самую лучшую и мощную для того времени паровую машину. Первым из русских кораблей, «Витязь» целиком был построен из судостроительной стали и имел бронированную палубу. Тем не менее корвету с самого начала крайне не везло. При спуске с эллинга был потерян руль и повреждены ахтерштевень и дейдвуд. Оказалось русло Невы в этом месте было недостаточно углублено и корпус корабля ударился о дно реки. Для ремонта «Витязя» П. А. Титов спроектировал специальный плавучий кессон, но работы затянулись на несколько месяцев.

С. о. Макаров видел не только достоинства, но и недостатки корвета. Ещё до начала исторического путешествия он писал:

«Какая жалкая индикаторная сила и скорость для небронированного судна в 3 000 т. Корвет можно считать неудачным в смысле хода, но не моё дело об этом разглашать. Дело командира составить имя своему судну и заставить всех офицеров полюбить его и считать несравненно выше других судов, даже и по качествам».

И он этому неукоснительно следовал на протяжении последующих 993 дней путешествия.

Не любивший вмешательства в свои дела П. А. Титов позволял это лишь С. О. Макарову, который постоянно предлагал различные усовершенствования. Для своего корвета он даже спроектировал особый паровой катер с необычными обводами. Построенный в Кронштадте, это катер получил название «Меч» и давал более 17 узлов хода.

 

Корвет Витязь в Кронштадте

Корвет Витязь в Кронштадте

Особое внимание С. О. Макаров уделял подбору офицеров. Более половины из них составляли мичманы - выпускники Морского училища 1884 г. Он приметил их ещё в 1883 г. когда, командуя Практической эскадрой, плавал с юными гардемаринами по Балтийскому морю. На этих мичманов С. О. Макаров возлагал особые надежды. Именно им предстояло осуществить большинство его замыслов.

С точки зрения Морского ведомства первое плавание корвета предполагалось вполне рядовым и осуществлялось с целью усовершенствования морской подготовки личного состава корабля. Однако С. О. Макаров решил воспользоваться случаем и заняться полномасштабными океанологическими исследованиями на всем пути следования корвета. На собственные средства он закупил оборудование, инструменты, приборы и специальную литературу. Практически все офицеры, часть унтер-офицеров и даже многие нижние чины заранее были предупреждены о планах своего командира и горели желанием принять самое активное участие в этой работе. И она началась, как только Кронштадт скрылся за горизонтом.

 

Первое плавание корвета «Витязя» (1886-1889 гг.)

В последний день лета 1886 года, когда для всего флота Балтийского моря очередная кампания близилась к завершению, корвет «Витязь» с экипажем в 372 человека поднял якорь в Военной гавани Кронштадта и вышел в море.

Первую половину пути «Витязь» следовал по маршруту: Кронштадт → Киль → Гётеборг → Портсмут → Брест → Эль-Ферроль → Лиссабон → остров Мадейра → острова Зеленого Мыса. Далее корвет пересек Атлантический океан и 20.11.1886 г. вошёл в гавань Рио-де-Жанейро. Спустя месяц, благополучно пройдя Магелланов пролив, 6.01.1887 г. «Витязь» прибыл в Вальпараисо. Следующий отрезок через Тихий океан до Японии оказался самым долгим. На этом пути в девять с половиной тысяч морских миль корвет имел лишь две остановки - на Маркизовых и Сандвичевых островах.
Наконец, в марте 1887 года «Витязь» бросил якорь на рейде Иокогамы. Плавание до Японии заняло более полугода. Ещё в начале путешествия, при подходе к Лиссабону «Витязь» попал в жестокий двенадцатибалльный шторм. Это произошло 13 октября, когда западный ветер достиг силы урагана. Корвет с честью вынес это испытание, хотя и обнаружил некоторые конструктивные недоработки. В Лиссабоне во время исправления повреждений были внесены и необходимые изменения в отдельные узлы корабля, что повысило его устойчивость против шторма.

 

Офицеры корвета «Витязь» ведут научные наблюдения. 1886—1889 гг.

Офицеры корвета Витязь ведут научные наблюдения

На всем пути экипаж корвета под руководством своего неутомимого командира выполнял колоссальный объём исследовательских работ. Каждые четыре часа, независимо от погоды и времени суток, измерялись температура и удельный вес морской воды, промерялись глубины, исследовались морские течения, определялись и многие другие параметры. Некоторые наблюдения велись каждые пять или десять минут.

С. О. Макаров писал:

«Я очень рад, что встретил в господах офицерах большое сочувствие к различным гидрологическим и метеорологическим наблюдениям. Доктор медицины Шидловский работает с ареометром, мичмана Кербер и Шаховский считаются хозяевами: первый - барометра, второй - анемометра, что же касается старшего штурманского офицера подпоручика Розанова, то он работает с флюктометром, заведует добыванием воды и ведёт общий журнал всем наблюдениям, приводя поправки, и вообще наблюдает за всеми работами».

Сведения об этом путешествии отрывочны. Фундаментальный труд С. О. Макарова «„Витязь“ и Тихий океан» посвящён большей частью результатам научных исследований, проведенных на корвете. Отдельные эпизоды жизни и быта экипажа сохранились в дневниках и письмах Сепана Осиповича к жене и, как ни странно, в воспоминаниях самого юного путешественника - Николая Иениша. Сыну старшего артиллерийского офицера В. Х. Иениша (брата контр-адмирала Н. Х. Иениша) тогда было только 6 лет. Позже он писал:

«Очень торжественно проходили на „Витязе“ воскресные и праздничные дни, если погода не была штормовая. Макаров всегда лично читал Морской устав, весьма декоративно расположившись спиной к полу-юту перед световым ликом кают-компании, обычно в виц-мундире, при белых брюках с обнаженной блестящей лысиной над высоким, могучим лбом, с широкой, расчесанной на две стороны русой бородой… Читал он громко, медленно, внятно. Команда благоговейно слушала, фуражки „на молитву“… Никогда позже я не видел столь торжественного чтения Устава…»

В своих письмах к жене сам Степан Осипович чаще писал о посещении тех экзотических мест, куда заходил «Витязь». Например, с острова Нукагива он сообщал:

«Мы пришли сюда 22 февраля 1887 г. … Здесь мы наделали большого шуму. Я устроил народное гулянье, на которое пригласил весь народ. „Благородных“, то есть таких, которые ходят в галстуках, угощали на стульях, а остальных - на разостланном парусе. Все это в тени пальмового сада… Гулянье вышло прекрасное. Наши матросы отличались в танцах, каначки тоже танцевали. Вчера была охота, причём все жители подносили мне подарки, куски какой-то материи…».

Во время путешествия было сделано несколько сотен фотографий. По распоряжению С. О. Макарова этим занимался мичман К. Ф. Шульц. Именно он является автором большинства снимков, представленных в настоящей статье.

 

Офицеры корвета «Витязь» ведут научные наблюдения. 1886-1889 гг.

Офицеры корвета Витязя ведут наблюдения

В Иокогаме и Нагасаки, где в те годы нередко базировались русские корабли, «Витязь» пробыл несколько месяцев. После ремонта корвет вошёл в состав Тихоокеанской эскадры вице-адмирала В. П. Шмидта и пришёл во Владивосток. 8.07.1887 г., спустя десять месяцев от начала путешествия, экипаж вновь ступил на русскую землю. Почти полгода в составе эскадры Шмидта «Витязь» принимал участие в учебных походах по Охотскому и Японскому морям.

 

Корвет Витязь на Дальнем Востоке. 1886-1889 гг.

Корвет Витязь на Дальнем Востоке

Экипаж корвета регулярно занимался всеми возможными в походных условиях боевыми учениями. Особенно много внимания Степан Осипович уделял своему любимому минному делу. Многократно проводились стрельбы минами Уайтхеда, постановки учебных минных заграждений.

Позже, в «Известиях по минному делу», вып. 25, СПб., 1890 г., были опубликованы замечания С. О. Макарова по постановке мин на основании опыта, полученного им на «Витязе».

В середине ноября ситуация резко изменилась. Из Морского ведомства пришёл приказ, согласно которому «Витязь» получил самостоятельное задание. В связи с обострением обстановки на Дальнем Востоке и возможным разрывом отношений с Японией С. О. Макарову было предписано исследовать береговую линию материковой части Японского моря с точки зрения возможности создать стоянки для кораблей Тихоокеанской эскадры.

 

Моряки корвета «Витязь» 1886-1889 гг.

Моряки корвета Витязь

С воодушевлением экипаж принялся за работу. В результате полугодовых исследований впервые на карту были нанесены ранее не отмеченные бухты, небольшие острова, мысы, банки, глубины. На правах первооткрывателей команда по своему усмотрению давала названия этим географическим объектам. Обстоятельные отчёты, представленные С. О. Макаровым в Морское ведомство, легли в основу планов многих строительных работ военного характера, предпринятых впоследствии на Дальнем Востоке.

На заключительном этапе «Витязь» выполнил ещё ряд ответственных заданий, посетив Петропавловск, остров Беринга и остров Медный. В Охотском море пришлось выдержать два сильнейших шторма, во время одного из которых волной сорвало и унесло катер. Были получены и другие, хотя и незначительные, повреждения. Вернувшись во Владивосток, «Витязь» был поставлен на текущий ремонт, который завершился лишь через два месяца уже в Иокогаме.

 

Возможно, последнее построение офицеров корвета «Витязь». 1889 г.

Построение офицеров корвета Витязь

В начале ноября 1888 года наступило время возвращаться в Петербург. Этот второй отрезок пути корвет проделал уже другим путём. Через Индийский океан, Красное море, и Суэцкий канал с выходом в Средиземное море. Далее через Гибралтар вокруг Европы и в Балтийское море. На этот путь потребовалось ещё почти семь месяцев. По пути «Витязь» заходил в Гонконг, Пан-Ранг, Сайгон, Сингапур, на Суматру, в Коломбо, Аден, Суэц, Пирей, Мальту, Алжир, Кадикс, Шербур и Копенгаген.

С. О. Макаров оставался верен себе до конца. Программа начатых им исследований неукоснительно выполнялась и теперь, когда все жили близким возвращением домой. 20.05.1889 г. «Витязь» бросил якорь на Большом рейде Кронштадта. Путешествие, продолжавшееся почти три года, закончилось там, где оно и началось. Весь Кронштадт с восторгом встречал отважных моряков. Для каждого члена экипажа, от кочегара до командира это была та самая минута славы, которая запоминается на всю жизнь.

 

Офицеры корвета «Витязь». 1886-1889 гг.

Офицеры корвета Витязь

 

Итоги кругосветного путешествия корвета «Витязь»

Путешествие на корвете навсегда вошло в историю мирового мореплавания. «Витязь» пересек три океана, победил бури и туманы, миновал опаснейшие рифы и мели, посетил самые отдаленные моря и берега. И не потерпел ни одной сколь-либо значимой аварии. Правда, корвет потерял трёх членов своей команды. Один матрос скончался от болезни в самом начале пути и был похоронен в Бресте, другой, заболев, умер в 1887 году. Его могила находится на русском кладбище в Нагасаки. Наконец, ещё один матрос во время такелажных работ сорвался с реи и упал за борт. Тела его так и не нашли.

 

Обложка книги С. О. Макарова «Витязь» и Тихий океан

Обложка книги С. О. Макарова Витязь и Тихий океан

Главное, чего добился С. О. Макаров - он воспитал такой экипаж, которого до него не существовало на русском флоте. Барон Ф. Ф.

Врангель, встречавший «Витязь» в Кронштадте, писал:

«Щегольской вид судна и команды, быстрота и отчётливость всех маневров, производившихся на корвете „Витязь“ после его возвращения из плавания, служили наглядным доказательством, что научные наблюдения не были помехой для строевой службы, а лишь расширили кругозор офицеров, внося новый, облагораживающий интерес в их службу».

Через 5 лет после путешествия в 1894 году вышел в свет труд С. О. Макарова. под названием: «„Витязь“ и Тихий океан» - это были два тома, содержащие около тысячи страниц текста, большое количество различных приложений и таблиц. Сам С. О. Макаров отмечал, что эта книга подводила итог коллективному исследованию. В подзаголовке книги значилось: «Гидрологические наблюдения, проведенные офицерами корвета „Витязь“ во время кругосветного плавания 1886-1889 гг.». В начале книги автор писал:

«Я с великим удовольствием упоминаю молодых наблюдателей по старшинству: мичман Мечников, Митьков, Максутов, Кербер, Шульц, Шаховский, Пузанов и Небольсин. Особенно же много потрудился младший штурман подпоручик Игумнов».

На следующий год после выхода книги, за выдающийся вклад в науку, её автор С. О. Макаров был награждён Русским Географическим обществом Золотой медалью имени графа Ф. П. Литке.

 

Экипаж корвета «Витязь» во время плавания 1886-1889 гг.

Макаров, Степан Осипович., командир корабля, Флигель-адъютант, капитан 1-го ранга.

Вирениус, Андрей Андреевич, старший офицер, капитан 2-го ранга.

Иениш Виктор Христианович (1852-1893), старший артиллерийский офицер, лейтенант. Признанный специалист в области корабельной артиллерии, автор нескольких статей по использованию артиллерии на море. Последнее воинское звание - капитан 2-го ранга. Был командиром броненосной лодки «Русалка» во время её трагической гибели в 1893 г.

Кубе-Браузер Эрнест Иванович, ревизор корабля, лейтенант. После корвета «Витязь» служил на Балтике, в 1890 г. плавал на судне «Первенец».

Андреев Константин Петрович, лейтенант.

Шидловский Франц Иванович, врач корабля, доктор медицины. После корвета «Витязь» служил в Кронштадте врачом водолазной школы. В 1894 г. в составе водолазной партии, участвовал в поисках броненосной лодки «Русалка» на которой погиб В. Х. Иениш. Автор многочисленных экспериментальных работ в области «глубоководной медицины».

Мичманы (вахтенные офицеры):

Кербер, Людвиг Бернгардович.

Князь Максутов Александр Дмитриевич. После плавания на корвете «Витязь», в 1891 г. был произведён в лейтенанты. Служил на корвете «Рында», позже клипере «Стрелок».

Мечников Александр Евграфович После корвета «Витязь» вместе с К. Ф. Шульцем служил на крейсере «Разбойник». Последнее звание - капитан 2-го ранга. Участник Гражданской войны на Чёрном море. В составе русской эскадры ушёл в Бизерт.

Митьков. После плавания на корвете «Витязь» служил на флоте. Последнее звание - капитан 2-го ранга.

Небольсин, Аркадий Константинович.

Пузанов Сергей Николаевич. После корвета «Витязь» вместе с Л. Б. Кербером служил на крейсере «Россия», затем вышел в отставку, поселился в собственном доме в Сестрорецке близ Петербурга, где построил (ст. Белоостров) кирпичный завод.

Князь Шаховский, Владимир Владимирович (1864-1930). После корвета «Витязь», в 1890 г. зачислен в запас. Служил земским начальником в ряде уездов Российской империи. С 1909 г. статский советник С августа 1916 г. вернулся лейтенантом на флот с зачислением в Черноморский флотский экипаж. Во время Гражданской войны - старший офицер линкора «Ростислав», затопленного экипажем в Керченском проливе накануне эвакуации из Крыма. В Бизерт прибыл командиром канонерской лодки «Страж». Скончался в г. Тунисе 15 августа 1930 г.

Шульц, Константин Фёдорович.

Штурманы

Розанов, старший штурманский офицер, подпоручик.

Игумнов Александр, младший штурман, подпоручик. В 1905 г. в чине капитана служил на кораблях Каспийской флотилии.

Юнга

Иениш Николай Викторович. После похода на «Витязе» окончил Морской Кадетский Корпус и в 1899 г. произведён в мичманы. Окончил Минный офицерский класс и зачислен в минные офицеры 2 разряда. В 1901-1902 гг. в заграничном плавании на мореходной канонерской лодке «Терец». В апреле 1904 г. назначен в распоряжение Коменданта крепости Порт-Артур, затем минный офицер миноносца «Безпощадный». Интернирован на нём в Циндао после боя 28.07.1904 г. в Жёлтом море. В 1915 г. начальник дивизиона заградителей и заведующий делами минных заграждений в Чёрном море. Во время Гражданской войны воевал на стороне белых в Чёрном море. В составе русской эскадры ушёл в Бизерт.

 

Второе плавание и гибель «Витязя» (1891-1893 гг.)

Осенью 1891 года под командованием уже другого командира, капитана 1-го ранга С. А. Зарина и с другим экипажем корвет «Витязь», который вскоре (1893 г.) стал именоваться крейсером 1-го ранга, вышел в Тихий океан из Кронштадта во второе, и как оказалось, последнее своё плавание. Летом 1892 г. он вошёл в состав Тихоокеанской эскадры и по примеру прошлой экспедиции занялся активными гидрологическими исследованиями. Были описаны и нанесены на карту множество объектов, но все драматически закончилось в мае 1893 г.

Тогда при очередных картографических работах в Японском море в районе порта Лазарева (ныне Северокорейский порт Вонсан) «Витязь» потерпел крушение, наскочив на камни. Спасательная операция безуспешно продолжалась около месяца.

В ней приняли участие корабли, присланные адмиралом С. П. Тыртовым из Владивостока, но все было тщетно. В результате пришлось ограничиться снятием вооружения, ценного навигационного оборудования и некоторых механизмов. В этой эпопее приняли участия двое бывших членов «макаровского» экипажа «Витязя» А. Е. Мечников и К. Ф. Шульц. Теперь оба они плавали на крейсере «Разбойник» и наблюдали последние минуты жизни своего прославленного корабля. А ведь прослужил корвет так мало - менее 7 лет.

Водоизмещение 3200 т, мощность, паровых машин 2020 кВт, скорость 14 уз, экипаж 372 чел. Вооружение: 10 152-мм, 4 87-мм, 10 47-мм орудий.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта