bark_kruzenschtern.jpg

Древнее морское судноВ древние века Черное море называлось "Понт Эвксинский". Эти слова по-древнегречески означают "гостеприимное море". Такое название дали Черному морю вовсе не потому, что оно было спокойным и обещало безопасное плавание. Наоборот, оно было бурным, опасным, грозным в непогоду. Но на берегах его, южных, восточных и северных, сначала древние греки, затем римляне и византийцы захватили много удобных территорий и основали на них свои колонии и крепости. Вот почему назвали они бурное море гостеприимным.

Но даже в своих крепостях захватчики не чувствовали себя в безопаснocти. Хорошо знали византийцы, что на северном побережье "гостеприимного" моря, между двумя широкими полноводными реками (Дунаем и Доном), с незапамятных времен живет многочисленное и сильное славянское племя - анты. Были они смелыми воинами, искусными, неустрашимыми и опытными мореходами.

Из летописей знали византийцы и о том, что боевые корабли антов еще в VII веке много раз пересекали Черное море, прорывались через проливы в Эгейское и Средиземное моря.
Эти морские походы были победоносными, и далеко разнеслась слава об антах, о народе-мореходе, непреодолимом в нападении и упорном в обороне. Не раз приходилось византийским императорам просить вождей антов о помощи в их борьбе против арабов. Ант Доброгаст по просьбе византийцев даже командовал их флотом.

Вот почему всегда настороже, всегда в тревоге были византийцы в своих крепостях на захваченных берегах чужого моря. А в конце VIII века донеслась до них весть: отдельные племена славян слились в единое государство - Русь; столица его - город Киев.
И скоро убедились византийцы, что народ этого государства, русы - потомки антов, трудолюбивые земледельцы и мирные торговые люди, унаследовали от своих предков и искусство судостроения и смелый дух отважных мореходов.

По широкой полноводной реке (византийцы называли ее Борисфен, а русские Днепр), преодолевая бурные пороги, спускались они к морю. Там, у устья реки, снаряжали русские моряки свои суда - лОдьи, которые вмещали десятки воинов, много товаров, запасы пищи и воды.

На этих судах русские мореходы пересекали море, высаживались на его южных берегах и даже в Константинополе, доставляли свои товары, и вели мирный торг с византийцами. Но не пожелали заносчивые вязантийцы вести с русскими равный, честный торг; много обид и притеснений приходилось переносить русским гостям.

И тогда обрушился на византийцев справедливый гнев мирного, но сильного народа.

Еще в конце VIII столетия русский князь Бравлин на своих кораблях совершил морской поход от устья Днепра до Керченского пролива и овладел византийскими колониями в районе Керчи.
А в 842 г. русские лОдьи пересекли море в южном направлении и разгромили византийцев у берегов Пропонтиды, области, расположенной на северном побережье Малой Азии. Еще через 18 лет 200 русских боевых лОдий неожиданно появились в проливе Босфор под стенами Константинополя и заставили византийцев заключить договор "мира и любви".

Многочисленные морские походы и торговые плавания русских по этому морю привели к тому, что народы Европы и Азии все чаще стали называть его Русским морем.

И все же продолжали византийцы притеснять русских, чинить над ними всяческие насилия. Поэтому еще в княжение Олега (в 907 г.) большое количество русских кораблей с многими тысячами воинов еще раз пересекли Черное море. Не забыли византийцы последнего русского похода и загородили вход в Босфор железной цепью.
Тогда русские мореходы и воины высадились на берегу моря севернее Босфора. Они вытащили свои корабли на берег, поставили их на колеса (вероятнее всего - на катки) и подняли паруса. Попутный ветер подгонял корабли, помогал передвигать их к стенам Константинополя.

Византийцы даже не осмелились выступить, против войска Олега и согласились уплатить большую дань. Легенда гласит, что в знак победы и примирения - по обычаю тех времен - Олег прибил свой щит к воротам Константинополя (русские называли этот город Царьградом).

 

Эта победа воспета А. С. Пушкиным в стихотворении "Олегов щит":

Тогда во славу Руси ратной,

Строптиву греку в стыд и страх,

Ты пригвоздил свой щит булатный

На цареградских воротах.

 

Северо-западные границы Русского государства еще в самом начале его истории проходили по берегам Балтийского моря. Устье Невы служило морскими воротами в Россию.
От Балтийского до Черного и Каспийского морей цепь рек и озер пересекала необъятную Русь. И в те времена эти реки и озера служили важнейшими путями сообщения между Западом и Востоком, Севером и Югом.
Русские корабли бороздили воды Балтики и северных морей. Новгородские купцы ходили на своих кораблях далеко на запад и север, основывали торговые базы в далеких заморских странах. Для этого они строили устойчивые на волне, крепкие и достаточно большие корабли.

На русские торговые корабли часто нападали морские разбойники и военные суда соседней Швеции. Поэтому новгородцы хорошо вооружали свои корабли и моряков. Много раз выходили они побе-дителями в морских боях со шведами.
Так, в 1142 г. вооруженные суда новгородских купцов разбили флот шведов из 60 боевых кораблей. Спустя 45 лет, в ответ на новые нападения шведов боевые корабли новгородцев пересекли Балтийское море.
Новгородцами была разгромлена Сигтуна - большой по тем временам торговый город, который был расположен недалеко от нынешней столицы Швеции Стокгольма.

 

Древний парусник

Древний парусник

Новгородцы строили свои суда с палубами и помещениями для команды, воинов и грузов. Русским мореходам того времени уже были известы приемы управления парусами при противном ветре.

Все это подтверждает, что русские сыграли важную роль в создании и развитии искуства дальнего мореходства и строительства приспособленых для этого кораблей. Их опыт часто перенимали моряки и кораблестроители других стран. Это признается, даже иностранными историками - моряками. Так в Англии в конце XlX столетия вышла книга Ф. Джена под названием "Русский флот в прошлом, настоящем и будущем".
В этой книге можно прочесть следующие слова: "Русский флот, который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности бОльшие права на древность, чем флот британский.
За столетие до то, как Альфред (король англосаксов, царствовал с 870 ио 901 г.) построил британсике корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях; и тысячу лет назад первейшими моряками своего времени были они - русские".

Татарское нашествие отодвинуло русский народ от берегов Каспия и "Черного моря". Оно же ослабило Великий Новгород и вынудило его постепенно отойти под натиском шведов и немецких псов - рыцарей от берегов Балтийского моря. На несколвко столетий наш народ-мореход был оторван от своих древних морских границ.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

Морские программы

   

Карта сайта