parusnik_statsraad_lehaxuhl.jpg

Древний КорветС начала XVII столетия страх охватил турок на берегах Черного моря. Многочисленный турецкий флот, состоявший из крупных, хорошо вооруженных галер, вот уже 150 лет хозяйничал на Черном море.

Но турки хорошо знали, что поселения русских на берегах Днепра и Дона все больше и больше приближались к югу (как это было и в старинные времена).

Турки боялись, что русские моряки могут вырваться из устьев этих рек на просторы Черного моря и заявить о своих правах на его берега. Поэтому турецкий флот уже с незапамятных времен стерег выходы в море.

Возле устья Днепра, недалеко от Очакова, и устья Дона, около Азова, установили, турки сильные морские дозоры. Вахтенные на кораблях наблюдали за устьями обеих рек, не появились ли на них казацкие корабли - "чайки" из Днепра и струги из Дона.

Несколько десятилетий назад, в 1556 и 1559 годах, русские воины спускались по Днепру на своих судах и успешно высаживались около Очакова и даже на северных берегах Крыма. Во время одного из этих походов им удалось захватить два турецких корабля. Много страху нагнали эти походы русских на Крымскую орду.
А после этого донеслась до турок весть о том, что в низовьях Днепра появились казаки, которых называли запорожцами. Здесь на острове Хортица, основали они свою твердыню - Запорожскую Сечь и вскоре, в 1575 году, совершили поход на Крым, а потом пересекли море, взяли турецкие крепости Синоп и Трапезонд и дошли до Константинополя. Но турки надеялись, что сильные морские заслоны у Очакова и Азова больше не позволят русским кораблям вырваться на просторы Черного моря.
Кроме того, у выхода из Азовского моря в Черное, у Керченского Пролива, стоял еще один сильный морской дозор. Вот почему турецкие султаны и подвластные им татарские ханы были твердо уверены в безопасности своих берегов.

И вдруг - случилось это в 1589 году - на Черном море появились "чайки" запорожских казаков. Турецкие морские дозоры и не заметили, как, укрываясь в узких речных протоках, среди камышей, вышли они из Днепра и, дождавшись ночи, с великим искусством провели свои корабли мимо всех вражеских постов и оказались на морских просторах. А узнали об этом турки лишь после того, как казаки захватили в море один из их кораблей и напали на город, стоявший на месте нынешней Евпатории.

 

Бригантина

Бригантина

Тогда усилили турки свои сторожевые эскадры, стали еще бдительнее охранять выходы из Днепра и Дона. Но прошло немного лет, и в 1606 году запорожские казаки на своих "чайках" снова оказались в море. На этот раз они захватили 10 галер со всем грузом и напали на город Варну (в наше время - один из болгарских портов).

С этого времени чуть ли не каждый год вырывались "чайки" запорожцев в Черное море, стали пересекать его, добираться до важнейших турецких портов на его южном и западном побережье.
Вскоре к ним присоединились струги донских казаков, которые так же успешно прорывались мимо Азова и далее через Керченский пролив. В этих походах казакам удавалось наносить турецкому флоту сокрушительные удары, уничтожать много крупных кораблей противника, несколько раз захватывать важнейшие турецкие порты Синоп и Трапезонд и даже угрожать Константинополю.

Так, в 1615 году на 70 "чайках" запорожцы совершили морской набег на берега Босфора и окрестности Константинополя. На возвращавшихся казаков недалеко от устья Дуная напали турецкие корабли.
Произошел бой, который кончился разгромом турок. Казаки потопили и захватили много турецких галер, остальные были обращены в бегство. Командующий турецким флотом (капудан-паша) был взят в плен.

В следующем году под командой своего прославленного гетмана Сагайдачного запорожцы с боем прорвались мимо Очакова сквозь строй турецкого флота и при этом потопили 15 галер и около сотни мелких судов.

 

Корабли казаков в морском набеге на Константинополь

Корабли казаков

Через несколько лет (в 1624 г.) запорожские и донские казаки на 150 судах снова оказались у побережья Босфора. Страх, охвативший турецкого султана, был настолько велик, что он выслал к устью пролива около 500 больших и малых кораблей.
Но и это не успокоило султана. Тогда он вспомнил, что более семисот лет назад византийцы преградили путь русским кораблям, загородив вход в пролив цепью. Эта цепь сохранилась, и султан приказал протянуть ее через пролив у самого Константинополя.

В последующие годы казаки продолжали свои смелые морские походы, все чаще и чаще появлялись их корабли у берегов Турции и под стенами Константинополя. В один из походов к Босфору казаки оставили свои главные силы у входа в пролив, а внутрь его направили всего лишь 20 "чаек".
Там их окружили 14 больших, сильно вооруженных турецких галер. Казаки разорвали кольцо окружения, пробились к берегу, высадились, захватили один из греческих монастырей и стали обороняться.
Звуки выстрелов донеслись до главных сил запорожцев. Тогда еще 50 "чаек" ворвались в Босфор; казаки на этих судах захватили две турецкие галеры, затем высадились ва берег, выручили своих осажденных товарищей и с победой возвратились домой.

В 1637 г. (почти за 60 лет до того, как это сделал Петр I) донские казаки взяли турецкую крепость Азов и владели ею до 1642 года. Только после окончательного отказа царя Михаила Федоровича принять Азов в свое владение казаки разрушили крепость и покинули ее.

Почему же многочисленный флот турок, его крупные, сильные вооруженные галеры не могли противостоять казакам и терпели поражение за поражением? Ведь запорожские "чайки" и донские струги были сравнительно небольшими гребными судами - 20 м. в длину, 3 - 4 м. в ширину, вмещали они 50 - 70 человек.
Только при попутном ветре да в хорошую погоду подымался один парус. Вооружение этих судов состояло всего лишь из 4 - 6 легких пушек (а каждый боец имел два ружъя и саблю). И все же казацкая эскадра в 80 - 100 "чаек" и стругов представляла собой грозную, труднопреодолимую силу.
Источник этой силы скрывался в особой тактике ведения боя, которую применяли казаки. Пользуясь тем, что их "чайки" и струги были мало заметны при плохой видимости на море, особенно в сумерки или ночью, они скрытно сближались даже с более сильным противником и стремительно шли на абордаж, а при отходе рассредоточивались так, что их трудно было преследовать.
Внезапность нападения не позволяла туркам вовремя сосредоточить свои силы, использовать преимущества артиллерии. Именно такая тактика в большинстве случаев обеспечивала казакам превосходство над многочисленным и лучше вооруженным противником.

В 1649 г. страх перед казацкими морскими набегами заставил турецкого султана заключить с Богданом Хмельницким, гетманом Украины, договор о мире и торговле. Казацким судам было разрешено заходить во все турецкие порты на берегах Черного и Эгейского морей, свободно проходить через проливы Босфор и Дарданеллы.

Объясняя причину заключения этого договора, французский посланник в Турции писал королю Людовику XIII: "Появление в море четырех казацких челнов наводило на Константинополь больший страх, чем появление чумы в Морее" (Морея - название южной части Балканского полуострова, который в те времена приналежал Турции).

Так осуществлялось победное возвращение русских и украинских мореходов к берегам Черного моря, на его привольные просторы.

 

Корабль "Орел", построенный в России в XVII столетии

Корабль Орел

В том же XVII столетии донские и уральские казаки совершали не менее смелые походы по Волге и Уралу в Каспийское море. По Волге и Каспийскому морю проходил очень важный для Русского государства водный торговый путь, по которому шла оживленная торговля с восточными странами. Для охраны этого пути пришлось Русскому государству начать строительство собственного флота на Волге и Каспии. В 1668 г. русские мастера - судостроители построили на реке Оке первый крупный (трехмачтовый) боевой парусно - гребной корабль Орел. По длине (24,5 м) он был лишь немного больше "чайки" или струга, но в два раза шире. В воде он сидел намного глубже, а борта были высокими. На корабле была многочисленная команда. Вооружение состояло из 22 пушек. Кроме Орла, тогда же были построены и малые военные суда.

Попытки русского народа отвоевать морские рубежи на северо - западе и создать свой флот на Балтийском море почти не прекращались в течение XIV и XV столетии и усилились при Иване Грозном. Еще за 100 лет до первых шагов Петра I к морю русский народ вел энергичную борьбу за возвращение к берегам Балтики.

На севере потомки новгородцев поморы, отважные и искусные мореходы, на своих крепких, устойчивых в непогоду судах все дальше уходили в необъятные просторы Ледовитого океана на север и восток.
В то же время началось героическое движение русских казаков на восток. Походы Москвитина, Пояркова, Хабарова и других отважных исследователей открыли для русского народа земли Дальнего Востока, берега Охотского и Японского морей. В 1648 г. казак Семен Дежнев впервые обогнул Азию с северо - востока и открыл пролив между Чукоткой и Аляской.

Стремительные реки, текущие в неведомые дали, непроходимые леса и горные хребты, грозные бури, гибель товарищей в пути - все это не останавливало победного шествия на восток.
Новые и новые, герои шли туда же, поворачивали на север и юг, плавали по еще неизвестным рекам и морям, открывали проливы, ведущие из одного моря в другое.

 

Корабли Петра I при осаде Азова

Корабли Петра первого

В конце XVII и в начале XVIII века Россия в победных боях вернула себе морские рубежи на Балтике и начала решительную борьбу за берега Черного и Каспийского морей. При этом русский народ собственными силами создавал необходимый для победы флот.

При Петре I корабли строились на уровне новейшей техники того времени. Русские моряки и кораблестроители (Федосей Скляев и другие) уже в те времена создавали такие боевые корабли, которые оказывались наиболее пригодными для данного театра военных действий на море. Примером этому может служить созданный русскими шхерный флот.
Шведы сотни лет владели финскими шхерами и не додумались до идеи шхерного флота, а русский народ в короткий срок создал такой флот и сразу же овладел шхерным театром войны, взял ряд шведских приморских крепостей (Выборг, Або) и вытеснил шведский флот из его баз в Финляндии. Шхерный флот Петра I оказался той силой, которой шведы не сумели противостоять.

Когда Петр I успешно довел до конца дело строительства военно - морского флота, устройство, вооружение, боевая выучка экипажей русских кораблей были на очень высоком уровне. К концу деятельности Петра I в русском флоте насчитывалось уже 48 сильных линейных кораблей.

Многовековая борьба нашего народа за возвращение исконных русских берегов Балтийского, Черного и Каспийского морей, за выход к морю для свободного общения с другими народами была прогрессивной и справедливой.
В борьбе за возвращение издревле русских берегов Балтики и Черного моря .русский флот одержал много славных побед, показав всему миру высокие боевые качества русских моряков и их кораблей.

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта