parusnik_mir.jpg


Большая средневековая галераВ средние века строили корабли с одним ярусом тяжелых весел, такие корабли назывались галерами. На больших галерах каждое весло приводилось в движение усилиями 5-6 человек. На палубах устанавливались метательные машины.

Пращи, луки, самострелы, метательные дротики служили для завязывания боя, а абордажная схватка завершала его.

Пушки появились в XIV веке. За два последующих столетия их конструкция почти не улучшилась. Чтобы зарядить пушку, нужно было много времени. Снаряды редко попадали в цель.
Несмотря на эти недостатки, огнестрельное оружие хотя и медленно, но неуклонно проникало на боевые корабли и даже на торговые суда для защиты от пиратов.

На галерах было мало места для пушек. Их можно было устанавливать в небольшом количестве только на корме и на носу. Кроме того, галеры были недостаточно прочны, чтобы выдержать тяжесть большого количества пушек. Пришлось изменить устройство боевых кораблей.

Начали строить галеры увеличенных размеров, с высокими бортами и более прочной конструкции. Эти корабли называли галеасами. Длина их доходила до 80 м. На носу, корме и по бортам такого судна размещали до 70 небольших пушек. Носовая часть галеасов на ypовне палубы была удлинена.

 

Парусно-гребной корабль

Парусно-гребной корабль

Галеасы были тяжелыми, неповоротливыми, тихоходными судами, плохо выдерживавшими непогоду в открытом море. Приходилось ставить по восемь - девять гребцов на одно весло.

На галерах и галеасах не было места для перевозки товаров, боевого снаряжения или большого числа людей. Для таких перевозок в те времена в Италии строили короткие и широкие, но высокобортные парусные корабли; их называли нефами.
Для борьбы с морскими пиратами нефы были вооружены. На верхушке мачты устраивался наблюдательный пост - "марс", а на корме и на носу - возвышения для стрелков.

Постепенно вооруженные нефы превратились в боевые корабли с надстройками на носу и корме в несколько этажей.

Чтобы сделать нефы быстроходными, кораблестроители начали строить их более узкими и длинными, но высокие носовые и кормовые надстройки сохранялись. Такие корабли получили название галионов. Но и галионы были очень громоздки и недостаточно приспособлены к плаванию в непогоду в открытом океане.

 

Корабль средних веков - Неф

Корабль средних веков - Неф

С древнейших времен народы Европы вели торговлю с Индией, славившейся своими сказочными богатствами, редкими по красоте алмазами, жемчугом, слоновой костью и различными пряностями.
Был известен только смешанный сухопутно-морской путь в эту страну - через Малую Азию или Египет. Это был трудный путь - купцам приходилось пересекать территорию нескольких государств; они встречали на своем пути много препятствий. Но жажда больших прибылей заставляла куп-дов идти на риск и опасности.

После завоевания арабами, а затем турками (в XIII и XIV веках) всех территории на сухопутном пути в Индию арабские и турецкие купцы сосредоточили в своих руках всю торговлю с этой страной. Это побуждало европейцев искать морской путь в Индию.

Вот почему начавшиеся еще в XIV веке морские походы европейцев на запад и юг Атлантики в XV веке стали учащаться. Первыми на этих путях появились корабли португальцев, затем испанцев. Все дальше и дальше уходили они от берегов Европы.
Сначала были открыты Канарские острова, затем - Азорские. Корабли заплывали еще дальше к югу вдоль западного побережья Африки, захватывая земли этого материка и порабощая населявшие их народы. В I486 г. португальцы обогнули Африку с юга, но до Индии ие добрались. Это удалось сделать португальскому мореплавателю Васко да Гама в 1498 г.

На шесть лет раньше, в 1492 г., генуэзец Христофор Колумб, отправившись во главе испанской экспедиции на поиски морского пути в Индию, достиг берегов Южной Америки и тем самым положил начало завоеванию испанцами Мексики и стран Южной Америки. К этому же времени экспедиция английских колонизаторов достигла Северной Америки.

Пользуясь преимуществами огнестрельного оружия, европейцы насаждали cвое господство во вновь открытых странах Африки и Америки, грабили и уничтожали местное население, превращали туземцев в рабов.

Так началось завоевание западноевропейскими государствами колоний и закабаление колониальных народов.

Для завоевания колоний и ограбления колониальных народов, для борьбы капиталистических хищников между собой за колонии и их богатства на бурных просторах океанов понадобились хорошо вооруженные, мореходные, ходкие, поворотливые, хорошо выдерживающие шторм и непогоду корабли.

Уже к началу XVI столетия растущий спрос на цромышленную продукцию привел к увеличению числа и к улучшению технического оснащения первых капиталистических предприятий - мануфактур. Подвинулась вперед техника обработки материалов, начало совершенствоваться металлургическое производство, улучшилась и техника кораблестроения.

Постепенно уменьшались и наконец вовсе исчезли высокие и тяжелые надстройки на корме и на носу; военный корабль удлинялся, принимал более стройные очертания, количество парусов на нем все увеличивалось, а управление ими строилось с таким расчетом, чтобы во всех случаях можно было наилучшим образом воспользоваться даже малейшим ветерком.

Артиллеристы всячески совершенствовали корабельные орудия, чтобы лучше использовать их в морском бою. А корабли старались строить так, чтобы можно было разместить побольше пушек и чтобы их огонь наносил противнику наибольший ущерб.

В 1571 г. у Лепанто (Греция) встретились в бою 250 кораблей испано-венецианского флота и 300 кораблей турецкого флота. Попрежнему корабли шли в бой на веслах, "сваливались" на абордаж и решали бой рукопашной схваткой.
Но, кроме метательных машин, на кораблях уже были и пушки. На кораблях испано-венецианского флота количество пушек было в несколько раз больше, чем у турок.
Большинство испанцев и венецианцев были вооружены огнестрельными ружьями - аркебузами. Турки же более надеялись на луки и самострелы. Бой закончился победой испано-венецианского флота. И хотя пушки, еще недостаточно скорострельные и меткие, не играли этом бою решающей роли, все же стало ясно, что этому оружию принадлежит большое будущее военных действиях на море.

В начале XVI столетия кораблестроители начали прорезать в бортах кораблей отверстия - порты - для пушечных стволов и настилать сплошные ровные палубы для пушек.

Начали строить большие корабли с двумя - тремя линиями портов и с таким же количеством пушечных палуб. Это имело огромное значение для развития крупных, сильно вооруженных парусных кораблей.

Раньше пушки разного калибра располагались в кормовых и носовых надстройках и на верхней палубе без всякой системы. Теперь же пушки выстроились стройными линиями по бортам корабля в два или три яруса.

Для стрелков были оставлены высокие надстройки и башенки на корме и на носу корабля. Артиллерия этих кораблей стала играть большую роль в морских боях. Число пушек резко увеличилось, и огонь линейно расположенной артиллерии наносил большие потери кораблям противника.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Пользовательский поиск

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта