Лица комсостава, ответственные за техническое состояние и обслуживание грузового устройства, назначаются судовладельцем. Как правило,это старший помощник, старший механик, боцман,4-й механик и электромеханик.
Каждое судно должно иметь Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств и соответствующие свидетельства, сертификаты, инструкции.
После ремонта или замены какой-либо из несъёмных ответственных конструкций грузоподъёмного устройства, деталей грузоподъёмного механизма,топенантной лебёдки работа грузоподъёмным устройством запрещается до проведения его испытаний в присутствии инспектора Регистра.
Блоки, скобы, гаки, вертлюги, цепные противовесы, тройники должны иметь клейма и сертификаты.
Пользоваться даже слегка разогнутым грузовым гаком запрещается. Скобы грузовых гаков должны надёжно стопориться. Блоки надлежит осматривать, разбирать, очищать от грязи, ржавчины и смазывать густой смазкой. Шкивы всех блоков, вертлюги грузовых гаков должны быть хорошо смазаны, расхожены и свободно вращаться.
Каждое судно с вертикальным способом грузообработки, имеющее грузовое устройство, должно быть снабжено и всегда иметь в необходимом количестве (в соответствии с табелем снабжения) исправные стропы и другой грузовой инвентарь, удовлетворяющий требованиям Правил техники безопасности.
Грузовые скобы, применяемые взамен грузовых гаков, должны быть со штырём,удерживаемым на месте чекой или шпилькой.
Деревянные блоки с трещинами на щеках (чтобы щеки были доступны для осмотра, их следует циклевать), оковке или шкиве, а также с разогнутым гаком,растянувшейся скобой, со стёршимся нагелем или повреждённой втулкой следует немедленно заменять.
Все съёмные детали и тросы грузоподъёмных устройств, не относящиеся к грузозахватным приспособлениям, должны проверяться не реже одного раза в 3 месяца. При обнаружении в тросе лопнувших проволок он должен осматриваться ежемесячно. Результаты проверки и принятые меры для устранения недостатков следует занести в судовой журнал.
Все тросы бегучего такелажа грузового устройства не должны иметь сплесней,заломов и надрыва стрендей. Единичные лопнувшие проволоки должны быть заправлены внутрь стрендей.
Изменение горизонтального положения грузовой стрелы при максимальном вылете с помощью оттяжек допускается, когда судно имеет крен не более 5° и дифферент не более 2°.
Все грузозахватные приспособления перед каждым использованием должны подвергаться проверке. Дефекты и меры их устранения заносятся в судовой журнал. Грузоподъёмное устройство вводится в эксплуатацию только после устранения обнаруженных дефектов.
Работу спаренными стрелами («на телефон») и тяжеловесными стрелами надлежит производить в соответствии и Инструкцией, составленной для каждого судна и согласованной с Регистром. Одновременная работа тяжёлой и лёгкой стрелой одной мачты не допускается, если это не предусмотрено упо- мянутой Инструкцией.
Каждая отремонтированная или установленная взамен дефектной съёмная деталь (блок, вертлюг и т. д.) должна иметь клеймо Регистра о произведённом испытании пробной нагрузкой в цехе, без чего использование её в грузовом устройстве запрещается.
Грузовое устройство судна должно быть освидетельствовано инспектором Регистра и испытано в его присутствии. Акты испытаний должны быть вшиты в Регистровую книгу судовых грузоподъёмных устройств.
Если для какого-либо варианта загрузки требуется жидкий балласт, никакие манипуляции с ним во время погрузки и выгрузки не допускаются. Однако, если в информации об остойчивости, непотопляемости и прочности имеются иные указания о порядке балластировки судна жидким балластом, необходимо руковод- ствоваться этими указаниями.
Во время погрузки, перехода и выгрузки топливо и воду следует расходовать равномерно с обоих бортов.
При перевозке грузов на палубе надлежит выполнять следующие основные требования:
палубный груз должен быть уложен так, чтобы оставались безопасные для людей проходы шириной не менее 0,7 м к трапам, мерительным и воздушным трубам, противопожарным постам, рожкам и огнетушителям;
все проходы должны быть сквозными (без тупиков).
Если на палубе перевозится лесной груз, указанные требования должны выполняться в максимально возможной степени.
Крепление палубного груза должно производиться надёжно, но с расчётом, что-бы в критическом положении судна можно было быстро отдать найтовы или в крайнем случае перерубить их.
На переходе морем детали грузового устройства нужно надежно крепить по-походному:
ноки стрел хорошо закрепляются в гнёздах;
гаки грузовых шкентелей закладываются за палубные рымы (носками вверх с закаболиванием), а грузовые шкентели туго обтягиваются на барабанах лебёдок;
нижние блоки оттяжек выкладываются из рымов и закладываются у шпора своей стрелы, лопари талей обтягиваются, укладываются в бухту и подвешиваются у мачты;
грузовой шкентель и лопари талей оттяжек прихватываются к стреле в нескольких местах линями.