От правильности расстановки плавсредства у борта судна во время грузовых операций на открытых рейдах зависят эффективность грузовых операций и безопасность плавсредств.
Выбор того или иного способа расстановки зависит от многих факторов, в том числе от размеров судна и плавсредств, условий погоды, рода выгружаемого груза, необходимости равномерной разгрузки трюмов.
Наиболее безопасна и удобна стоянка плавсредств в средней части судна и наиболее неудобна — в его оконечностях.
Имеется несколько вариантов расстановки плавсредств у борта судна: расстановка в шахматном порядке, расстановка барж вдоль одного подветренного борта судна и расстановка по одной на 2 люка.
Расстановка плавсредств в шахматном порядке
Может быть осуществлена комбинация этих способов.
Расстановка в шахматном порядке является наиболее рациональной и позволяет проводить равномерную выгрузку из всех трюмов. При такой расстановке имеется достаточное пространство для перемещения барж на швартовах вдоль борта с целью укладки груза в нужное место на барже.
Расстановка барж с одного подветренного борта применяется при наличии ветра и волнения. Как показывает практика, при умеренном ветре и волнении, когда грузовые операции еще можно выполнять, груженое судно на якоре занимает промежуточное положение по отношению к ветру и волне и зачастую так, что нос его немного уваливается под ветер и корпус судна может в некоторой степени защищать плавсредства от воздействия волны.Этот же вариант расстановки применяется при грузовых операциях во время стоянки судна на шпринге.
Расстановка барж по одной на 2 люка либо с одного, либо с обоих бортов судна применяется в случае, если баржи имеют большие размеры. Баржи, подведенные к борту и ожидающие своей очереди для погрузки или ожидающие катер для отвода их от борта, швартуются лагом к баржам (если нет места непосредственно у борта), находящимся под грузовыми операциями, или держатся на бакштове.
Расстановка плавсредств у одного борта судна
Швартовы плавсредств, ошвартованных лагом к другим плавсредствам, следует подавать непосредственно на судно. Такой способ крепления швартовных тросов позволяет быстро отводить от борта обработанное плавсредство и на его место устанавливать другое без помощи катеров.
Как правило, для швартовки плавсредств (как судовых, так и принадлежащих порту) используют швартовные тросы судна, которые подают непосредственно с верхней палубы судна. Такие тросы разносят заранее по борту у каждого грузового люка. Чтобы удобнее было работать тросом при ошвартовке плавсредства, конец его (огон) подвешивают на наружном борту судна с помощью растительного проводника. Когда плавсредство подводят катером к борту судна, вахтенный матрос потравливает проводник с тросом на необходимую длину и швартов попадает на палубу плавсредства, где его крепят на кнехты. Длину швартова регулируют с помощью брашпиля (на баке) или шпиля или лебедки (на корме).
Чтобы обезопасить судно от повреждений при стоянке барж у борта, необходимо применять массивные и надежные кранцы. В практике рейдовых работ находят применение твердые кранцы, подвешиваемые на стальных тросах (обрезки бревен), плавучие деревянные кранцы, кранцы из старых растительных тросов, из автомобильных покрышек, а также плавучие резиновые кранцы.