Принцип ГМССБ основан на том, что поисково-спасательные организации и суда в районе бедствия должны быть в возможно короткий срок извещены о бедствии с тем, чтобы принять участие в скоординированной поисково-спасательной операции с минимальными затратами времени.
За организацию эффективного поиска и спасания судна, терпящего бедствие, и координацию проведения поисково-спасательных операций в пределах определенного поисково-спасательного района несет ответственность спасательно-координационный центр (СКЦ), закрепленный за данным районом.
К каждому району и СКЦ прикреплена береговая станция (радиостанции), в функции которой (ых) входит прием и передача оповещения о бедствии и связь для координации проведения поисково-спасательных операций. Каждая станция имеет надежную телефонную и телексную связь с СКЦ.
СКЦ координирует обмен в случае бедствия сам или может поручить это другой радиостанции, находящейся в лучшем положении для проведения поисково-спасательной операции.
Связь на месте проведения операций между судном, терпящим бедствие, и участвующими в операции судами и самолетами, а также между поисковыми судами и самолетами и назначенным руководителем операции на месте ее проведения находится под контролем этого руководителя.
Руководитель операции на месте - это, в соответствии с Международной конвенцией по поиску и спасанию на море, командир на месте действия (командир спасательного средства) или координатор надводного поиска (судно, не являющееся спасательным средством).
Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию IAMSAR
Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию IAMSAR
В 1998 году Международная морская организация (ИМО) совместно c Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) подготовила трехтомное Руководство по международному авиационному и морскому поиску и спасанию (International Aeronautical and Maritime Search and Rescue Manual - IAMSAR).
Основная цель Руководства заключается в оказании содействия государствам в удовлетворении ими своих собственных потребностей в области поиска и спасания (SAR) и выполнении принятых ими на себя обязательств по Конвенции о международной гражданской авиации, Международной конвенции по поиску и спасанию на море и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (SOLAS).
В указанных томах содержатся рекомендации, позволяющие выработать единый подход к организации и обеспечению авиационных и морских служб SAR.
Государствам предлагается развивать и совершенствовать свои службы SAR, сотрудничать с соседними государствами и рассматривать свои службы SAR как часть глобальной системы.
Каждый том Руководства IAMSAR подготовлен с учетом конкретных функций системы SAR и может использоваться как самостоятельный документ или, в сочетании с другими двумя томами, для получения полного представления о системе SAR (здесь приводится общее описание руководства ввиду его большого объема).
Том I «Руководство по организации и управлению»:
обзор концепции SAR, включая потребности, возникающие в связи с обеспечением служб SAR, и причины, определяющие необходимость и полезность таких служб. Система SAR рассматривается с глобальной, региональной и национальной точек зрения;
некоторые из ключевых компонентов системы SAR. К ним относятся связь, координационные и вспомогательные центры поиска и спасания, оперативные средства и средства поддержки, а также координатор на месте проведения операции;
использование процесса обучения, процедур квалификации и сертификации с целью подготовки компетентного в профессиональном отношении персонала SAR. Подробно разбирается ряд аспектов обучения и учений, проводимых в рамках обучения;
потребности организации SAR в связи для приема аварийных оповещений и для обеспечения действенной координации между различными компонентами системы SAR;
общие вопросы управления системой SAR;
необходимые факторы и рекомендуемые методы создания организационных условий, способствующих совершенствованию служб.
Том II «Координация операций» предназначается в помощь сотрудникам, планирующим и координирующим операции и учения SAR, и содержит:
ключевые компоненты системы SAR, такие, как координационные центры поиска и спасания (RCC), оперативные средства и средства поддержки, а также координатор на месте проведения операции (OSC);
вопросы обеспечения связи в системе SAR. К ним относятся аварийная связь, аварийные маяки, обеспечение связи при проведении операций SAR и ряд различных систем связи и безопасности, относящихся к системе SAR или используемых в ней;
пять типичных этапов мер реагирования в связи с происшествиями SAR - подробно описаны три стадии аварийности (стадии неопределенности, тревоги и бедствия) и два первых этапа (поступление первых сведений и начальные действия) и приведены дополнительные ценные рекомендации в отношении первоначальных этапов происшествия SAR;
полный, но практичный порядок применения теории поиска для решения проблемы планирования поиска в рамках операций SAR. Даются рекомендации по согласованию противоречивых целей - охвата больших районов с применением ограниченных средств или использования этих средств для обеспечения высокой вероятности обнаружения в небольших районах.
Изложенные процедуры позволяют планирующему поиск сотруднику определить оптимальный район поиска, с тем, чтобы максимально увеличить шансы на успех;
методы поиска и поисковые операции, включая выбор поисковых средств, оценку условий поиска, выбор схемы поиска при визуальном, электронном, ночном и сухопутном поиске, распределение подрайонов поиска, стандартные методы обозначения и описания подрайонов поиска, планирование координации на месте проведения операции и, наконец, сведение всех этих данных в рамках реально осуществимого плана поисковых действий;
аспекты планирования спасания и спасательных операций, такие, как материально-техническое обеспечение, методы спасания, помощь оставшимся в живых и их опрос, действия в отношении погибших и некоторые особые требования в отношении мест аварий воздушных судов;
рекомендации в отношении оказания помощи при чрезвычайных ситуациях, отличающихся от традиционных операций SAR, в которых может быть задействована система SAR;
надлежащий порядок завершения операций SAR. К числу рассмотренных тем относятся закрытие дел SAR, приостановление поисковых операций, возобновление приостановленного дела SAR, составление заключительных донесений, проведение анализа с целью повышения эффективности работы и разбор отдельных дел, а также архивирование дел SAR.
Во второй том включено большое число добавлений, в которых содержится: полезная информация, формы документов, контрольные перечни, поэтапное изложение порядка действий, стандартные формы, таблицы и графики, которые могут использоваться персоналом RCC в повседневной работе.
Том III «Подвижные средства» должен находиться на борту поисково-спасательных средств, воздушных и морских судов и использоваться в качестве пособия по вопросам, связанным с осуществлением функций поиска, спасания или координатора на месте проведения операции, а также при решении связанных с SAR задач в случае собственных аварийных ситуаций.
Цель данного документа - обеспечить руководством тех, кто в аварийных ситуациях в море может запросить помощь или может ее оказать. В частности, он предназначен для помощи капитану любого судна, которое может быть вызвано для принятия участия в операциях по поиску и спасанию.
Руководство IAMSAR включает в себя следующую информацию:
координация поисково-спасательных работ;
действия судов, терпящих бедствие;
действия судов и вертолетов, оказывающих помощь;
планирование и проведение поиска;
связь;
аварийные ситуации воздушных судов в море;
стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания;
маневры в случае «человек за бортом».
Район бедствия подразделяется на две категории:
прибрежный, в котором помощь судну, терпящему бедствие, может быть оказана с судов, самолетов, вертолетов и спасательных судов;
океанский, в котором помощь может быть оказана с самолетов и судов. Причем в наиболее отдаленных районах помощь может быть оказана только с судов, находящихся поблизости.
В океанском районе СКЦ назначает координатора поисково-спасательной операции. Координатор днем поднимает двухфлажный сигнал по МСС «FR», ночью включает отличительные огни, набор которых определяет самостоятельно и сообщает его судам, занятым в поисково-спасательной операции.
Суда, следующие в район бедствия, должны сообщить судам, задействованным в поисково-спасательной операции, свое местоположение, курс, скорость и ожидаемое время прибытия.
Район поиска определяется следующим образом:
определяется наиболее вероятное местоположение судна в бедствии к моменту подхода в данный район с учетом его дрейфа; место называется «DATUM»;
площадь района поиска равна площади квадрата, описанного вокруг окружности радиусом, равным 10 милям. Центр окружности находится в «DATUM».
Существующие способы ведения поиска судна, терпящего бедствие, подробно описаны в IAMSAR.
Стандартная форма сообщения для случая поиска и спасания может быть двух типов:
1.Короткая форма (для срочной передачи основной информации при запросе помощи или первичном извещении о несчастном случае). Данная форма включает в себя:
TRANSMISSION PRIORITY FROM TO SAR SITREP (NUMBER) Distress/Urgency;
A identify of casualty Originating RCC;
B position Serial number;
C situation Name, call sign, flag;
D number of persons at risk Latitude/longitude;
E assistance required Type of message e.g., distress/urgency, date/time, nature of distress/urgency;
F coordinating RCC.
2.Полная форма (для передачи более полной или обновленной информации во время поисково-спасательной операции
Используются следующие дополнительные пункты:
G description of casualty
H weather-scene
J initial actions taken
K search area
L coordinating instructions
M future plans
N additional information/conclusion
Include time SAR operation terminated
В России функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и в водных бассейнах возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Постановление Правительства РФ № 834 от 26 августа 1995 года). Согласно Плану взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской федерации:
Минтранс России организует работы по поиску и спасанию людей на море; в период арктических навигаций на трассе Северного морского пути оперативное руководство и координация поисково-спасательных работ возлагаются на штабы морских операций в портах Диксон и Певек в соответствующих зонах ответственности;
Министерство обороны РФ участвует в работах по поиску и спасанию людей на море во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, решает в пределах своей компетентности вопросы допуска иностранных спасательных единиц;
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ обеспечивает поисковые и спасательные работы в условиях экологического загрязнения окружающей среды;
Комитет РФ по рыболовству участвует в работах по поиску и спасанию людей во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти;
Федеральная пограничная служба России решает в пределах своей компетентности вопросы пропуска морских спасательных единиц через Государственную границу РФ.
К обеспечению действий ведомственных аварийно-спасательных служб при поиске и спасении людей на море и в водных бассейнах привлекаются:
Министерство внутренних дел РФ для обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностей при чрезвычайных ситуациях, а также для тушения пожаров на судах, в портах, доках и затонах;
Минздрав РФ для организации медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения пострадавших людей;
Минсвязи РФ для обеспечения оповещения и связи между участниками поиска и спасения людей на море и в водных бассейнах;
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды для обеспечения участников поиска и спасения людей гидрометеорологической информацией.
Организация мероприятий, связанных с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров Российской федерации о сотрудничестве служб при поиске и спасении людей на море, возлагается на Минтранс и Министерство обороны РФ.
Рекомендации ИМО в случае нападения пиратов
Рекомендации ИМО в случае нападения пиратов
(Циркуляр MSC/Circ.805 от 06.06.97)
Комитет по безопасности на море ИМО определил две основные ситуации, которые могут возникнуть при нападении пиратов:
1.Пираты обнаружены судовым персоналом до высадки на судно;
2.Пираты высаживаются на судно неожиданно, захватывая заложников и угрожая насилием/смертью экипажу судна.
В зависимости от указанных выше ситуаций следует руководствоваться следующим:
Пираты обнаружены до высадки на судно
Если пиратами не было выставлено требование судну соблюдать радиомолчание, с судна должно быть немедленно послано сообщение с категорией "Piracy/armed robbery attack" в адрес близкорасположенных судов и властей, находящихся на берегу.
При этом должны быть задействованы все возможные способы передачи сообщения: система ИНМАРСАТ, оборудование ЦИВ с использованием соответствующих частот бедствия ЦИВ, любое другое оборудование с использованием любых частот бедствия и безопасности.
Пираты высадились на судно неожиданно
В случае если требованиями пиратов судну запрещено вести какие-либо передачи и выполнение рекомендаций, изложенных выше, может привести к физическому насилию/смерти членов экипажа судна, любые такие требования должны быть выполнены, т.к. у них может быть оборудование, способное обнаружить любые радиосигналы, включая сигналы спутникового оборудования.
Таким образом, в случае нападения на судно пиратов передавать сообщение с категорией "Piracy/armed robbery attack" рекомендуется лишь при тех обстоятельствах, когда пиратами, находящимися на борту, не было выставлено требование соблюдать радиомолчание.
Передача указанного сообщения должна осуществляться путем нажатия скрытых кнопок, расположенных, по крайней мере, в трех разных местах на судне (IAMSAR, том 3, раздел 4, с. 4-20):
в рулевой рубке;
в каюте капитана;
в машинном отделении.
Нажатие на кнопку должно привести к тому, что спутниковый терминал автоматически выберет сообщение о нападении и передаст его соответствующему береговому полномочному органу.
Во избежание передачи ложного аварийнного оповещения для приведения кнопки в действие должна использоваться кодовая последовательность, не допускающая ее случайного срабатывания.
Предоставление медицинских консультаций по радио
Предоставление медицинских консультаций по радио
(IAMSAR, том 3, раздел 4, с. 4-9)
В сообщениях MEDICO запрашиваются или передаются медицинские рекомендации соответственно с борта и на борт находящегося в море судна.
Такие сообщения должны иметь префикс «DH MEDICO» с тем, чтобы связисты знали, что имеют дело с сообщениями MEDICO.
В перечне станций радиоопределения и специальных служб МСЭ (List VI.. List of Radiodetermination and Special Service Stations) указаны коммерческие и государственные радиостанции, предоставляющие морским судам бесплатные услуги по передаче медицинских сообщений. Как правило, эти сообщения передаются только больницам либо другим учреждениям, с которыми полномочные органы SAR или данная служба связи имеют предварительную договоренность.
Существует несколько коммерческих организаций, предоставляющих платные медицинские консультации находящимся в море судам на основе международного абонентского или разового обслуживания. Наиболее известной медицинской консультативной службой является Международный радиомедицинский центр (CIRM);
штаб- квартира находится в Риме, Италия;
CIRM обеспечивает круглосуточные врачебные консультации;
Служба предоставляет морским судам во всем мире бесплатные медицинские консультации по радио.
Дополнительную информацию об услугах CIRM можно получить по:
Телефону 06/5923331-2
Факсу - 06/5923333
Телексу - 612068 CIRM I.