gps_satellites.jpg

Консоль ГМССБ для морского района A2

Радиотелефонная связь

В данной статье рассмотрена радиотелефонная связь, не относящаяся к бедствию и безопасности.

Методы вызова:

вызов радиостанции непосредственно в режиме телефонии;

вызов станции для радиообмена в режиме телефонии, используя цифровой избирательный вызов (описан при рассмотрении аппаратуры ЦИВ).

 

ЧАСТОТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕЛЕФОНИИ

Использование частот в радиотелефонии осуществляется в соответствии с Регламентом радиосвязи (ст.60, раздел IV) и подразделяется на нижеприведенные диапазоны. Диапазон частот 1605÷4000 кГц (ПВ диапазон)

Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей (J3E).

 

Судовая станция при вызове береговой станции в радиотелефонии должна использовать в порядке предпочтительности:

рабочую частоту, на которой береговая станция ведет наблюдение (см. List of Coast Stations);

вызывную частоту 2182 кГц (J3E или Н3Е; режим работы радиостанции АМ - Аmplitude Мode);

вызывную частоту 2191 кГц, если частота 2182 занята обменом по бедствию.

После установления связи на вызывной частоте, радиостанции для осуществления обмена должны переходить на рабочие частоты. При работе с иностранными береговыми станциями судовые радиостанции переходят на рабочую частоту 2045, 2051, 2054, 2057 кГц.

 

Судовая станция при вызове другой судовой станции в радиотелефонии должна использовать:

вызывную частоту 2182 кГц;

рабочую частоту, предназначенную для связи между судами при большой интенсивности радиообмена на основе предварительной договоренности.

Береговые станции, как правило, вызывают судовые радиотелефонные станции другой национальной принадлежности на частоте 2182 кГц, а станции своей национальности либо на рабочей частоте, либо, в случае вызовов отдельных судов, на частоте 2182 кГц.

 

Диапазон частот 4000÷27500 кГц (КВ диапазон)

Данная связь осуществляется в режиме однополосной телефонии с подавленной несущей J3E (USB - Upper Side Band).

 

Береговая станция при вызове по радиотелефону судовой станции должна пользоваться (Руководство по радиосвязи, 1999, Appendix S17, p. 218):

одной из частот вызова - 4417 (ch 421), 6516 (ch 606), 8779 (ch 821), 13137 (ch 1221), 17302 (ch 1621), 19770 (ch 1806), 22756 (ch 2221), 26172 (ch 2510) кГц;

одной из рабочих частот, присвоенных данной станции (см. List of Coast Stations);

частотой 4125 или 6215 кГц для вызова в симплексном режиме.

Судовая станция при вызове по радиотелефону береговой станции должна использовать одну из частот: 4125 (ch 421), 6215 (ch 606), 8291 (ch 833), 12290 (ch 1221), 16420 (ch 1621) кГц, либо одну из рабочих частот, парную с частотой передачи, присвоенной береговой станции.

Поддиапазон частот,МГц 4 6 8 12 16 18/19 22 25/26
Номер вызывного канала 421 606 821 1221 1621 1806 2221 2510
Rx 4417 6516 8779 13137 17302 19770 22756 26172
Tx 4125 6215 8255 12290 16420 18795 22060 25097

 

Судовым радиостанциям для передачи сообщений береговым станциям и для межсудового радиообмена разрешено использование следующих частот в симплексном режиме (Руководство по радиосвязи, 1999, Appendix S17, p.226):

Диапазон частот, МГц

 

4

 

6

 

8

 

12

 

6

 

18/19

 

22

 

25/26

Cудовая р/станция (приемник и передатчик)

4146 4149

6224 6227 6230

8294 8297

12353 12356 12359 12362 12365

16528 16531 16534 16537 16540 16543 16546

18825 18828 18831 18834 18837 18840 18843

22159 22162 22165 22168 22171 22174 22177

25100 25103 25106 25109 25112 25115 25118

 

Диапазон частот 156÷174 МГц (УКВ диапазон)

(Руководство по радиосвязи, 1999, Appendix S18, p.242)

Вызовы между судами и вызов береговой станцией должны, как правило, производиться на частоте 156,8 МГц (16 канал). Вызов береговой станции судном должен по мере возможности производиться на рабочем (дежурном) канале, присвоенном данной радиостанции.

16 канал используется только в случаях аварийного радиообмена и для обычных вызовов.

6 канал (156,3 МГц) - для связи между судовыми станциями и станциями воздушных судов, занятых в скоординированных поисково-спасательных операциях. 13 канал (156,65 МГц) - в целях обеспечения безопасности навигации (дополнительный канал для связи между судами в районе бедствия; при расхождении судов и т.п.).

70 канал (156,525 МГц) - только для цифрового избирательного вызова.

75 и 76 каналы запрещены к использованию, так как создаются помехи 16-му каналу.

Каналы 15 и 17 могут также быть использованы для внутрисудовой связи с мощностью передатчика, не превышающей 1W.

Для связи между судами рекомендуется использовать каналы в следующей последовательности: 6, 8, 10, 9, 72, 73, 69, 67, 77, 15, 17.

Для связи между судами и службами порта и движения судов используются следующие каналы: в симплексе: 9, 10, 13÷15, 17, 67÷69, 71÷74; в дуплексе - 1÷5, 7, 18÷22, 60÷66, 78÷82, 84.

Связь в направлении «судно-берег» для общественной корреспонденции рекомендуется осуществлять на следующих дуплексных каналах: 1÷5, 7, 60÷66, 78, 81÷88.

Использование каналов УКВ радиостанции в конкретном порту определяется «Обязательным постановлением по порту». В иностранных портах информацию можно взять из Guide to Port.

Организация связи. Ведение разговоров по радиотелефону

Организация связи. Ведение разговоров по радиотелефону

При связи «судно-судно» главным на канале является вызываемая станция (береговая станция в любом случае будет главной на канале связи).

Первоначальный вызов любой радиостанции должен состоять из следующего:

1.Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более трех раз.

2.Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях).

3.Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более трех раз.

4.OVER (перемена направления связи - "перехожу на прием").

 

Прежде чем начать вызов, оператор судовой станции должен убедиться:

1)что время вызова не совпадает со временем прослушивания эфира на частотах бедствия;

2)что на выбранном канале не ведется радиообмен.

Если вызываемая станция не отвечает на вызов, посланный 3 раза через промежутки времени в 2 минуты, вызов может быть повторен через интервал времени, составляющий не менее трех минут.

После установления связи между судовой и береговой станциями или другой судовой станцией на вызывной частоте они должны перейти для осуществления обмена на рабочие частоты или канал.
Окончательное решение относительно рабочей частоты при связи между береговой и судовой станциями должна принять береговая станция.

 

Береговая станция может с помощью сокращения TR (Tango Romeo) запросить судовую станцию передать ей следующие сведения:

название судна;

местоположение, курс и скорость судна;

последний порт захода;

следующий порт захода.

Данные сведения, перед которыми ставится сокращение TR, должны сообщаться судовыми станциями, когда это представляется целесообразным, не дожидаясь предварительного запроса береговой станцией. Эти сведения сообщаются только с разрешения капитана судна.

 

После установления связи на рабочей частоте следует радиообмен в следующей форме:

1.Позывной или любой другой сигнал опознавания вызываемой станции, передаваемый не более одного раза.

2.Слова THIS IS или DE (при языковых трудностях).

3.Позывной или другой сигнал опознавания вызывающей станции, передаваемый не более одного раза.

4.Передача радиотелеграммы или любого другого сообщения.

5.Cлова OVER (перемена направления связи - "перехожу на прием").

При заказе телефонного разговора с береговым абонентом вызывающая станция передает номер телефона абонента. Береговая станция устанавливает связь с телефонной сетью, в то время как вызывающая станция ожидает на рабочем канале.
По окончании радиотелефонного разговора, если нет других заказов, конец работы между двумя станциями указывается каждой из них посредством слова «конец связи» (OUT) или сокращения VA (Victor Alfa). Продолжительность частного телефонного разговора не должна превышать 6÷12 минут.

Справочник по береговым радиостанциям

Справочник по береговым радиостанциям

Данный справочник содержит информацию по береговым радиостанциям и береговым земным станциям всего мира, переиздается в Женеве под надзором ITU каждые 2 года на разрешенных IМО испанском, английском и французском языках, дополняется приложениями, содержащими корректуру, каждые 6 месяцев (в соответствии с Регламентом радиосвязи, §26).
Администрации государств предоставляют информацию об изменениях в работе станций генеральному секретарю ITU и несут ответственность за ее достоверность.
В предисловии кратко указано основное содержание справочника (четыре части и четыре приложения) и подробно описано содержание таблиц части III на английском языке. На боковой поверхности Справочника справа черным цветом отмаркированы части справочника, соответствующие оглавлению, что очень удобно для пользователя.

 

Часть I. Символы и сокращения

В этой части в табличной форме приводятся буквенные индексы стран мира, информация о радиостанциях, помещенных в Справочнике, другие символы и сокращения, используемые в нем на английском языке.

 

Часть II. Алфавитный указатель индексов стран и радиостанций

Эта часть включает в себя сводную таблицу индексов стран и номеров страниц Справочника, на которых содержится информация о береговых станциях, принадлежащих этим странам, и алфавитный список всех радиостанций.

Таблица содержит 7 колонок:

1.Список символов стран в алфавитном порядке.

2.Названия стран, соответствующих этим символам.

3.Номера страниц, где можно найти в алфавитном порядке все радиостанции данной страны, по которым приводится исчерпывающая информация.

4.Номера страниц, где помещены примечания по использованию конкретных частот и каналов этих радиостанций данной страны, в которых приводится дополнительная информация.

5.Номера страниц, где приводятся тарифы на услуги радиосвязи данной страны, оказываемые береговыми радиостанциями.

6.Номера страниц Справочника, где содержатся тарифы на услуги береговых земных станций системы INMARSAT данной страны.

7.Номера страниц, где можно найти информацию по переоснащению береговых радиостанций данной страны оборудованием ГМССБ, о частотах и режимах их работы.

Алфавитный список содержит перечень названий всех радиостанций и номера страниц, где приводится исчерпывающая информация по работе данной береговой радиостанции.

 

Часть III. Подробный сервис береговых станций, работающих с общественной корреспонденцией

Эта часть состоит из двух половин: в первой - информация о всех береговых радиостанциях, скомпонованных по странам; во второй - дополнительная информация о работе этих станций, которая приводится аналогично первой половине.

Первая половина содержит сведения о береговых станциях, которые представлены в табличной форме. Береговые станции сгруппированы по странам, которым они принадлежат, в алфавитном порядке согласно их буквенным индексам.
Каждый лист начинается с буквенного индекса страны и ее названия на трех языках (если после названия страны стоит знак ♦, то это значит, что географические координаты передающих антенн береговых радиостанций данной страны даны приблизительно и радиопеленгование не даст желаемых результатов), имеет с обеих сторон нумерацию строк (01-60), внутри которых помещается «шапка» из 10 информационных окон и содержательная таблица из 11 колонок по каждой радиостанции.

 

Информация, содержащаяся в заголовке станции («шапке»):

1

4

5

5

6

9

   

5

5

7

10

2

3

 

5

5

8

 
             

 

1.Наименование станции/позывной сигнал.

2.Вид сервиса, обозначен одним из следующих символов:

СР - станция открыта для общественной корреспонденции;

CR - станция ограничена в обмене общественной корреспонденцией. Если за этими символами стоит знак ■, то станция имеет интенсивный радиообмен, если знак ▲ - она может работать в условиях дальнего радиообмена.

3.Часы обслуживания: Н24 - круглосуточно; НХ - станция работает в определенные часы или не имеет сервисного обслуживания.

4.Позывные радиостанции в радиотелефонии.

5.Виды сервиса, оказываемые данной станцией (условные обозначения приведены в части I).

6.Телефонный номер станции.

7.Телексный номер станции, который может быть использован как автоответ данной станции.

8.Номер телефона/факса станции.

9.Сокращения, относящиеся к оплате связи, расшифровка которых приведена в ч. IV.

10. Примечания, касающиеся дополнительной информации о станции, видов сервиса и специальных радиоканалов, обозначены цифровыми сносками в круглых скобках.

 

Ниже «шапки» каждой радиостанции следует основная таблица, где указываются частоты работы станции в порядке возрастания их значений и другая информация, приведенная ниже:

1.Позывной береговой станции (Регламент радиосвязи, ст. 25).

2.Идентификационный номер береговой станции или ее телексный номер (Регламент радиосвязи, ст. 25, части 5 и 6).

 

3.Приоритет частотного канала. Применяются следующие обозначения:

А - обычные рабочие частоты, которые могут быть использованы для вызова береговой станции, если частоты 500 кГц (Морзе) или 2182 кГц (радиотелефония) заняты и ответ на них невозможен;

С - отмечают частоты ЦИВ, которые могут быть использованы для вызова помимо случаев бедствия и безопасности;

D - отмечены частоты ЦИВ, используемые в случаях бедствия и безопасности;

S - отмечены передающие и принимающие частоты, которые используются береговой станцией для вызова и ответа в тех случаях, когда частоты 500 кГц и 2182 кГц заняты обменом в случаях бедствия или безопасности;

Y - отмечены каналы береговой станции, которые могут быть использованы только для ведения поисково-спасательных операций;

n - (n = 1, 2, 3 и т.д.) очередность использования каналов.

 

4.Передающие частоты. Обычные рабочие частоты выделены жирным шрифтом (Cn - канал номер n).

5.Дежурные и принимающие частоты. Дежурные частоты выделены жирным шрифтом (Cn - канал номер n). Для телеграфии кодом Морзе - частотный диапазон/номера международных частот.

6.Тип излучения (модуляция).

7.Мощность передатчика береговой станции в киловаттах. Индекс «D» - направленное излучение.

8.Часы передачи Traffic list (Списка позывных) и дежурства береговой станции. Время передачи Traffic list указаны точками на временной диаграмме. Время указано в UTC.

9.Минуты передачи Traffic list. Если стоит «+», то это количество минут необходимо добавить к соответствующему часу, если «-» - наоборот (дополнительная информация в тексте сносок).

10.Географические координаты передающей антенны береговой станции.

11.Отмечены номера, касающиеся дополнительной информации о береговой станции, приведенной во второй половине части III.

 

Вторая половина ч. III, примечания, сгруппирована по вышеописанному принципу и содержит информацию по различным процедурам связи, особенностям использования частот.

 

Часть IV. Цены

Эта часть включает в себя данные, необходимые для расчета оплаты береговой станции (Land station charge/Coast Charge), передачу сообщения по земным каналам связи (LandLine charge) и специальные виды оплаты (Special charges), а также названия и юридические адреса предприятий связи, ответственных за оплату счетов.

Тарифы указаны в золотых (швейцарских) франках (GF) или в единицах права заимствования международного валютного фонда (SDR).

Дополнительную информацию об оплате при необходимости можно получить непосредственно с береговой станции, обратившись к оператору со служебной запиской.

 

Каждому виду сервиса присвоен свой буквенный индекс в алфавитном порядке:

А - название и адрес организации, которой принадлежит счет;

В - плата за обычную радиотелеграмму;

С - плата за передачу морского радиописьма (SLT);

D - плата за метеорологические радиотелеграммы (OBS);

Е - плата за передачу группы радиотелеграмм;

F - плата за передачу радиотелеграмм, касающихся лиц, защищаемых во время войны Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года (RCT);

G - плата за передачу сообщений по радиотелексу;

Н - плата за радиотелефонные переговоры;

I - плата за передачу радиофототелеграмм;

J - плата за передачу электронных данных;

К - QTG передача (передача точных частот);

L - смешанное (разнообразное) обслуживание;

М - плата за передачу писем по радиотелексу (RTL);

N - индексирование зоны назначения;

O - радиотелексограммы;

P - Z - еще не распределены.

 

В одной стране различные радиостанции имеют неодинаковые тарифы за один и тот же сервис, поэтому к буквенному индексу добавляется цифровой (А1, Н3, М2). Оплата береговой составляющей канала связи за передачу срочных радиотелеграмм возрастает на 100 %, если это особо не отмечено в тарифах.

 

Приложение 1. Морские подвижные спутниковые системы

В приложении помещена информация о спутниковой системе связи. Здесь указаны сведения о всех береговых земных станциях системы INMARSAT, их координаты, обслуживаемые океанские районы, часы дежурства и виды сервиса. Также указана оплата за обеспечение связи в системе INMARSAT.

 

Приложение 2. ГМССБ

Приложение состоит из 3 частей, в которых содержится информация о береговых станциях, задействованных в ГМССБ.

В части А указаны береговые станции с ЦИВ по диапазонам (УКВ, ПВ, КВ), их названия, идентификационные номера, класс излучения и частота передачи, мощность, дежурные и принимающие частоты, тип связи. Приняты сокращения: Т - возможна радиотелефонная связь, Р - возможна узкополосная буквопечатающая связь.

В части В указаны береговые станции: индекс страны, океанский район, вид обслуживания в ГМССБ, часы работы, оплата, координаты.

В части С указаны береговые станции, передающие срочную информацию, метеорологические, навигационные предупреждения и другую информацию в системе NAVTEX, УБПЧ.

 

Приложение 3. План распределения национальных каналов для ЦИВ

В приложении приводится план выделения национальных каналов ЦИВ для групп стран в диапазонах частот 435÷526,5 кГц и 1606,5÷2160 кГц на английском языке.

 

Приложение 4. План распределения каналов в КВ диапазоне для А1А (Морзе) береговым станциям по странам и регионам

В приложении - план выделения групповых каналов КВ-диапазона для береговых станций, работающих в режиме А1А (код Морзе), по странам и регионам на английском языке.

 

ТРАФИК ЛИСТ

Береговые станции передают трафик лист, который состоит из расположенных в алфавитном порядке позывных сигналов судовых станций, для которых береговая станция имеет информацию.
Трафик лист передается на обычных рабочих частотах береговой станции в определенное время с интервалом не менее двух часов и не более четырех часов. На коротких волнах интервал должен быть не менее одного часа.
Информация по частотам, классам излучения и времени передачи трафик листа содержится в List of Coast Stations (ч.III, в частотно-временной таблице каждой береговой станции на определенных частотах жирными точками помечены часы передачи Traffic list).

 

Передаче трафик листа предшествует общий вызов всем станциям. Общий вызов может осуществляться на вызывной частоте в следующей форме:

«вызов всем станциям» или CQ (Charlie Quebec), передаваемый не более 3 раз;

слова THIS IS или DE (Delta Echo);

название береговой станции (не более трех раз);

«слушайте мой трафик лист на частоте ... кГц (канале ...)».

 

Судовые станции должны по мере возможности слушать передачу трафик листа береговой станцией, с которой они ведут радиообмен. Услышав в списке свой позывной, судовая станция должна по окончании передачи трафик листа выйти на связь с данной береговой станцией.

Радиотелексная связь

Радиотелексная связь

В международной практике используется следующая аббревиатура телекса: английская - TELEX, TELEPRINT, NBDP (Narrow Band Direct Printing), TOR (Telex Over Radio), TLX, RTLX; русская - УБПЧ (узкополосное буквопечатание).

Оборудование работает в трех рекомендованных МККР режимах: режим A - ARQ; режим B - FEC и режим C - SELFEC (класс излучения F1В или J2B).

Режим ARQ (Automatic Repetition reQuest - автоматическое повторение по запросу) является двухсторонним режимом с обратной связью. В этом режиме связь осуществляется с использованием двух каналов: приемного, по которому передается информация от ведущей радиостанции к ведомой, и обратного, по которому передается сигнал «повтор» в случае обнаружения ошибки в принятой информации, либо «запрос» на передачу следующего блока информации.
Когда ARQ-modem пытается установить связь, он предпринимает 32 попытки войти в контакт с вызываемой станцией. Если ответ от вызываемой станции отсутствует, то вызывающая станция возвращается в дежурный режим (Standby).

При работе в режиме ARQ станция, которая начинает установление радиосвязи (вызывающая станция), становится «ведущей» или «Master station», а вызываемая станция - «ведомой» или «Slave station».
Это положение остается неизменным на весь промежуток времени, в течение которого поддерживается радиосвязь, независимо от того, какая из станций в данный момент времени передает или принимает информацию. Работа судовой радиостанции в режиме ARQ в порту запрещена Регламентом радиосвязи.

Режим FEC (Forward Error Correction - прямое исправление ошибок) является режимом без обратной связи (передача в одном направлении).

В этом режиме приемная станция не нуждается в передатчике. В режиме FEC возможна передача как всем судам (COLlective FEC - циркулярный вызов), так и одной конкретной станции (SELective FEC - избирательный вызов). Режим FEC является идеальным режимом для передачи информации судам, которые стоят в портах и не имеют возможности работать на передачу.

Каждой судовой станции, работающей в режиме УБПЧ, присваивается пятизначный номер избирательного вызова, а береговой станции - четырехзначный опознавательный номер.

Телексные терминалы любых станций в режиме ARQ при установлении канала связи и для опознавания друг друга всегда обмениваются своими автоответами (answerback) - они выводятся на мониторы обоих радиотелексов.

 

Автоответ береговой станции состоит из:

четырехзначного телексного номера;

группы или групп букв (аббревиатура), обозначающих название и национальную принадлежность этой радиостанции (автоответ береговой станции Гонконг-Радио: 1480 HKGRDO HX).

 

Автоответ судовой станции включает в себя:

телексный номер избирательного вызова;

позывной сигнал судовой радиостанции;

латинскую букву «Х», указывающую, что данная станция является морской подвижной станцией (пример автоответа судовой станции: 71001 URID X).

 

Автоответ телексного абонента береговой сети cодержит:

телексный номер абонента;

короткое слово/группу букв, обозначающих название компании;

определитель страны;

например: 213115 MRF RU - Дальневосточное пароходство).

Телекс используется в ГМССБ как для обмена в случаях бедствия, срочности и безопасности, так и для передачи общественной корреспонденции.

 

В связи с этим частоты (в кГц), используемые в радиотелексе, можно разделить на следующие группы:

TELEX-DISTRESS

HF-MSI (Maritime Safety Information)

SHIP-TO-CRS (Coast Radio Station)

SHIP-TO-SHIP

2174.5

490*; 518*

Количество каналов

в поддиапазоне

4177,5

4209,5*; 4210

4 МГц~19

4 МГц~10

6268

6314

6 МГц~34

6 МГц~23

8376,5

8416,5

8 МГц~40

8 МГц~36

12520

12579

12 МГц~156

12 МГц~34

16695

16806,5

16 МГц~193

16 МГц~39

 

19680,5

18/19 МГц~45

18/19 МГц~11

 

22376

22 МГц~135

22 МГц~45

 

26100,5

25/26 МГц~40

25/26 МГц~31

 

Примечание: символом «*» помечены частоты, выделенные для использования в NAVTEX.

 

ПРИЕМ И ПЕРЕДАЧА СООБЩЕНИЙ В СЛУЧАЯХ БЕДСТВИЯ, СРОЧНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ

Сообщение о бедствии, срочности или по обеспечению безопасности с помощью радиотелекса передается в режиме FEC на частотах особой важности TELEX-DISTRESS (приведены выше).
Но ни одно судно в телексе на этих частотах круглосуточную вахту не несет, поэтому данные вызовы с указанием типа последующей связи TELEX FEC или TELEPRINTER делаются в ЦИВе, а сами сообщения передаются радиотелексом на соответствующей или указанной в вызове ЦИВ частоте. Получив в ЦИВе такой вызов, все суда должны настроить свою аппаратуру и принять сообщение.

 

ПРИЕМ СООБЩЕНИЙ В РЕЖИМЕ FEC

С помощью судового радиотелекса в режиме FEC оператор может принимать:

1)трафик лист - для приема адресованной судну служебной и общественной корреспонденции (Admiralty List of Radio Signals, Vol. 1; List of Coast Stations, List IV, ITU);

2)навигационные предупреждения (Admiralty List of Radio Signals, Vol. 3; List of Radiodetermination and Special Service Stations, List VI, ITU, Section 11);

NAVTEX: 518, 490, 4209,5 кГц (специализированный приемник, работающий избирательно, «отметает» ненужную информацию)

NAVAREA

COAST WARNINGS

3)метеорологические сообщения - сначала по карте, приведенной в «Weather Reporting And Forecast Areas», выбираются станции, затем в справочниках находят частоты и расписание работы (Admiralty List of Radio Signals, Vol. 3; List of Radiodetermination and Special Service Stations, List VI, ITU, Section 10);

4)Maritime Safety Information - аналог NAVTEX, но коротковолновый; частоты - в таблице, приведенной выше;

5)Blind - прием циркулярных сообщений, служебной и частной корреспонденции в режиме SELective FEC (обычно при стоянке судна в порту, когда работать радиостанцией на передачу запрещено).
В заранее оговоренное время и день береговая станция передает на известной частоте сообщения для судна. После выхода судна в рейс на береговую станцию дается подтверждение о принятых сообщениях.

 

ОБМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ КОРРЕСПОНДЕНЦИЕЙ

Связь «СУДНО-БЕРЕГ»

Весь радиотелекс при связи с береговыми абонентами (получателями корреспонденции) делится на два больших раздела:

1)прямое телексное соединение, при котором судовой радиотелекс непосредственно связан двумя каналами связи: «судно-береговая станция» и «береговая станция-телексный абонент береговой сети» (береговой участок линии связи - LandLine) - с получателем информации («из рук-в руки»);

2)Store and Forward (режим с промежуточным накоплением или режим «почтового ящика»), когда телексное сообщение вводится в устройство накопления береговой станции и в удобное для нее время передается береговому абоненту без участия судового оператора.

Как правило, инициатором телексной связи является судно для того, чтобы передать или забрать для себя корреспонденцию. Выбор береговой станции должен осуществляться судовым оператором, исходя из района плавания, условий прохождения радиоволн (зима/лето, день/ночь), занятости каналов и т.п., придерживаясь принципа: чем ближе к абоненту, тем лучше, учитывая стоимость предлагаемых услуг этой станции.

Большинство береговых радиостанций работают на нескольких частотных телексных каналах (класс излучения F1В или J2B) для связи с судами в автоматическом или полуавтоматическом режимах и, если канал свободен, передают на нем сигнал свободного канала, который состоит из позывного этой станции кодом Морзе и одно- или двухтонального звукового сигнала.

Примером работы береговых станций в этих режимах является система MARITEX (MARItime TEleX - морской телекс), которая начала работу с 1 сентября 1992 года в скандинавских странах, Панаме, на Филиппинах и в Аргентине.
Она осуществляет связь судна с международной телексной (режим промежуточного накопления, прямого телексного соединения с абонентом и передача сообщений в несколько адресов одновременно) и телефонной сетями (SEMI-FAX) с помощью судового радиотелекса.

При использовании сети MARITEX в качестве избирательного номера береговой радиостанции следует указывать один и тот же идентификатор - 2950 (телексный номер станции, независимо от того, в какой стране эта станция находится: в Аргентине, на Филиппинах, в Панаме, Норвегии или Швеции).
Для поиска свободного канала при установлении связи со станцией в радиотелексе обычно создают MARITEX-таблицы для сканирования с соответствующими индексами: A, B, C, D, E и F.

В этом случае, вызвав береговую станцию с помощью судового телексного терминала, оператор будет работать с компьютером, который запрограммирован на жесткую процедуру радиообмена с помощью специальных команд, список которых приведен ниже. В процессе работы в телексной сети на экране монитора могут также появляться кодовые сокращения, используемые в международной практике, которые также приводятся ниже.

 

Для связи используют частоты:

Номер ITU канала

MARITEX

канал

Судовой

приемник, кГц

Судовой

передатчик, кГц

Где используется

 

A7

2423.5

3267.5

Швеция

 

B7

2716

2477

~

 

D7

1905

2222

~

 

A1

4268.6

4203.5

~

409

B1

4214.5

4176.5

~

414

C1

4216.5

4179

~

 

A2

6460

6302

~

601

B2

6314.5

6263

~

619

C2

6323

6272

~

 

A3

8556

8398.5

~

807

B3

8419.5

8379.5

~

824

C3

8428

8388

~

 

A4

12818

12563.5

~

1206

B4

12582

12479.5

~

1224

C4

12591

12488.5

~

 

A5

17024

16790.5

~

1614

B5

16813.5

16690

~

1664

C5

16838

16715

~

1657

C7

16834.5

16711.5

~

1605

D2

16809

16685.6

Норвегия

 

A6

22607.3

22352

Швеция

2207

B6

22379.5

22287.5

~

2232

C6

22392

22300

~

2205

E7

22378.5

22286.5

Норвегия

817

D3

8424.5

8384.5

Панама

1208

D4

12583

12480.5

~

1633

D5

16822.5

16699.5

~

2231

D6

22391.5

22299.5

~

823

E3

8427.5

8387.5

Филиппины

1215

E4

12586.5

12484

~

1603

E5

16808

16684.5

~

2213

E6

22382.5

22290.5

~

840

F3

8436

8396

Аргентина

1250

F4

12604

12501.5

~

1621

F5

16817

16693.5

~

2240

F6

22396

22304

~

 

Процедура обмена информацией с береговой станцией

Алгоритм работы описан в Рекомендации 492-4 МККР и схематично приведен ниже.

1.Выбрать из List of Coast Stations телексный номер береговой станции и пару частот или канал с учетом условий прохождения радиоволн (расстояние, время года, день или ночь).

2.Настроить приемопередатчик на выбранные частоты и убедиться, что канал свободен (многие станции передают сигнал свободного канала).

3.Ввести телексный номер станции и начать вызов в режиме ARQ.
При первоначальной регистрации вашего судна на береговой станции потребуется указать опознавательный код Вашей расчетной организации (AAIC), в этом случае на экране появится выражение QRC+?, в ответ необходимо его передать, введя с клавиатуры (например, SU04 - для российских судов).
Если после обмена автоответами команды GA+? не последовало, необходимо вызвать оператора командой OPR+ для выяснения причины несоединения с телексным компьютером. Если вызов принят, то получите на дисплее автоответ береговой станции и команду GA+?.
При ручной работе с оператором береговой станции необходимо пользоваться Q-кодом, приведенным в Приложении 14 Руководства по радиосвязи.

4.Ввести нужную телексную команду (см. таблицу ниже), например DIRTLX064213115+, где:

DIRTLX - запрос прямого соединения с абонентом,

0 - международный вызов,

64 - телексный код страны (Россия),

213115 - телексный номер абонента (ДВМП),

+ - знак окончания набора телексной команды.

В телексной команде не должно быть пробелов, и она всегда должна заканчиваться знаком «+».

5.После получения сообщения MSG+? на экране монитора приступают к передаче сообщения (процедура определяется выбранной командой и используемой судовой аппаратурой).
При работе с абонентами сети ТЕЛЕКС должны использоваться кодовые выражения и процедуры, принятые в этой сети. По окончании сеанса связи с абонентом обменяться автоответами и набрать с клавиатуры комбинацию «КККК», в результате чего произойдет разъединение с абонентом; на дисплее появится следующая информация:

дата и время соединения;

продолжительность связи с абонентом (Duration);

команда «GA+?», приглашающая к продолжению работы с этой береговой станцией с помощью телексных команд.

Таким образом, после окончания связи с абонентом радиолиния с береговой станцией не обрывается, и можно запросить соединение со следующим абонентом.

6.Когда весь обмен завершен полностью, необходимо набрать команду «BRK+», которая разрывает радиолинию с береговой станцией и переводит телексное оборудование в дежурный режим.
Приведенный выше алгоритм работы с береговой станцией - обобщенный и может не совпадать c процедурами вхождения в связь и предоставляемыми услугами некоторых зарубежных и отечественных радиостанций.
Поэтому для осуществления связи с конкретной станцией необходимо ознакомиться с особенностями ее работы в телексе по справочникам, имеющимся на судне (например: часть III-примечания, List of Coast Station, List IV, ITU).
Прежде чем устанавливать телексную связь с береговой станцией, необходимо осуществить вызов при помощи ЦИВ-контроллера, указав в формате вызова тип последующей связи TELEX ARQ (см. «Процедуры ГМССБ с использованием ЦИВ»). Для этого ЦИВ-контроллер ПВ/КВ-диапазона необходимо запустить на сканирование вызывных частот ЦИВ данной береговой станции.

Основные телексные команды

Основные телексные команды:

AMV+ - Запрос на передачу сообщения для AMVER (специальная служба в США, где регистрируются все данные по судам по паролю бедствия, срочности и безопасности).

BRK+ - Указание о немедленном разъединении радиотракта.

DATAxy+ - Запрос на передачу сообщения береговой станцией, используя возможности передачи данных, абоненту с номером xy (через телефонную сеть).

DIRTLXxy+ - Запрос на прямое телексное соединение с береговым абонентом (х - телексный код страны; у - национальный телексный номер берегового абонента).

FAXab+ - Запрос на передачу телексного сообщения от береговой радиостанции береговому абоненту по международной телефонной сети (a - телефонный код страны; b - национальный номер факсимильного аппарата берегового абонента).

FREQ+ - Частота, на которой судно несет вахту.

HELP+ (HLP+) - Запрос сведений о сервисе радиостанции, когда требуется информация об услугах связи (осуществляется бесплатно).

INF+ - Запрос информации из базы данных береговой станции. На эту команду может быть передан список директорий и последующие возможные коды доступа к желаемой информации.

MAN+ - Последующее сообщение должно быть далее передано вручную в страну, с которой нет автоматической связи.

MED+ - Последует важное медицинское сообщение.

MSG+ - Судну необходимо немедленно получить сообщения, имеющиеся для него на этой береговой радиостанции.

MULTLXxy/xy+ - Передача одного сообщения нескольким телексным абонентам в режиме с промежуточным накоплением (х - телексный код страны; у - телексный номер берегового абонента).

NAV+ - Судну необходимо немедленно получить навигационное предупреждение.

OBS+ - Запрос на передачу сообщения для гидрометеорологических служб.

OPR+ - Требуется соединение с оператором береговой радиостанции.

POS+ - Последующее сообщение - координаты судна.

RTL+ - Запрос на передачу радиотелексного письма (телексом - на береговую радиостанцию, где текст телексного сообщения распечатывается, вкладывается в конверт и отсылается адресату почтой).

STA+ - Судовой оператор хочет получить информацию о доставке ранее переданных через данную радиостанцию телексных сообщений.

STSx+ -Запрос на передачу сообщения судну посредством режима Store and Forward; x - 5 или 9-значный идентификатор адресуемого судна.

SVC+ - Запрос на передачу служебного сообщения.

TELxy+ - Сообщение должно быть передано по телефону береговой станцией на номер xy.

TGM+(TLG+) - Запрос на передачу телеграммы (телексом - на береговую радиостанцию, а со станции - телеграфом по указанному адресу).

TLXxy+ - Запрос на передачу телексного сообщения береговому абоненту с промежуточным накоплением (Store and Forward) на береговой радиостанции.

TST+ - Запрос контрольного текста для проверки работоспособности судового комплекта телексного оборудования.

VBTLXxy+ - Сообщение должно быть продиктовано береговой станцией в голосовой банк (банк голосовых сообщений) для последующей передачи адресату (телефонный номер голосового банка должен быть в первой строке текста сообщения); xy - телексный номер, на который посылается копия сообщения после записи ее в голосовой банк.

URG+ - Немедленно требуется работа с оператором береговой станции по бедствию, срочности или безопасности.

WX+ - Запрос на передачу судну информации о погоде.

+? - Перевод своей станции из режима передачи в режим приема (Over).

Некоторые кодовые выражения международной службы телекс

Некоторые кодовые выражения международной службы телекс:

ABS - абонент отсутствует;

ANUL - аннулировать сообщение;

DER - повреждение или аппаратура неисправна (радиоконтакт и соответствующий обмен автоответами произошел, но телеграфный аппарат не отвечает на WRU - «кто там?»);

DF - Вы соединены с вызываемым абонентом;

FMT - ошибка формата;

GA - можете передавать;

INF - абонент временно недоступен;

MNS - минуты;

MOM - ждите;

NA - передача сообщений этому абоненту не разрешена (запрещен доступ к этому номеру или устанавливается неразрешенное групповое соединение);

NC - нет линии или каналов (перегрузка сети или коммутационного оборудования);

NCH - телексный номер абонента изменился;

NP - номер не является (более не является) абонентом сети ТЕЛЕКС (принятый номер недействителен);

NDN - извещение о недоставке;

NR - укажите Ваш вызывной номер;

OCC - абонент занят (память переполнена - в режиме с промежуточным накоплением или Store and Forward);

R - принято;

RPT - повторите;

T - прекратите Вашу передачу;

TAX - плата составляет ...;

XXXXX - ошибка.

 

Связь «СУДНО-СУДНО»

Межсудовая связь в телексе в режиме ARQ осуществляется всегда по предварительной взаимной договоренности судов (суда в телексе вахту не несут, можно использовать ЦИВ).
Частоты, отведенные специально для этой цели, указаны в лицензии на радиостанцию, а также в Руководстве по радиосвязи, 1999 (ПВ-диапазон: 2502÷2578, 3155÷3200 кГц; КВ-диапазон: APP S17, p.237). Связь такая же, как и при телефонном обмене, отличие только в том, что на обоих судах остается документальное подтверждение сеанса связи.

 

Пример прямого телексного соединения с береговым абонентом:

Call in progress 20:00

Waiting for free channel

Checking channel

ARQ: Connected to 1480+

HKGRDO HX

71021 UTRE X

Автоматическое соединение с береговой станцией по сигналу свободного канала

 

 

Автоматический обмен автоответами с береговой станцией

GA+? DIRTLX064213115+

MOM

64213115+

213115 MRF SU

MSG+?

Соединение с береговым абонентом

TEXT

BRGDS MASTER

NNNN

Передача сообщения непосредственно абоненту

213115 MRF SU

71021 UTRE X

Обмен автоответами с береговым абонентом телексной сети вручную

KKKK

Разрыв связи с абонентом

1480 HKGRDOHX

71021 UTRE X

30.12.03 17:00

SUBSCR: 64213115

DURATION: 2.5 MIN

Получение информации об оплачиваемом времени (квитанция)

GA+? MSG+

MOM

NIL

Запрос информации для Вашего судна на береговой станции, с которой Вы находитесь на связи

GA+? BRK+

Разрыв связи с береговой станцией и переход в дежурный режим

CLEAR IN PROGRESS ...

STANDBY

Дежурный режим

 

Современные судовые телексные терминалы обеспечивают автоматическое соединение с береговой станцией и работу в телексном канале, включая расчет и выбор оптимальных частот для качественной связи. Для этого необходимо, чтобы береговая станция передавала на вызывных частотах сигнал свободного канала (List of Coast Stations).

 

Обмен корреспонденцией с судовой радиостанцией в режиме ARQ

Для организации сеанса связи оператор должен вызвать другое судно при помощи ЦИВ, указав в формате вызова, что последующая связь будет осуществляться в радиотелексе, причем в передаваемом формате ЦИВ предложить телексные рабочие частоты.
Сообщение вызываемому судну желательно подготовить заранее и сохранить в файле. После посылки и получения подтверждения в ЦИВе судовые ПВ/КВ-радиостанции обоих судов настроить на оговоренные телексные частоты, и после этого оператор вызывающего судна связывается в радиотелексе с другим судном.

Для межсудового обмена в КВ-диапазоне рекомендуется использовать рабочие частоты, приведенные Руководстве по радиосвязи, 1999 (APP S17, p.212).

 

Передача сообщения о бедствии (режим FEC Collective)

Прежде, чем передать сообщение о бедствии, оператор должен известить береговую станцию и окружающие суда при помощи ЦИВ о том, что такое сообщение будет передано по радиотелексу, т.е. в формате вызова ЦИВ указать тип последующей связи F1B/J2B FEC (TELEX FEC). После получения подтверждения в ЦИВ настроить приемопередатчик на соответствующую частоте передачи вызова по бедствию в ЦИВе телексную частоту и передать само сообщение (например: если вызов по бедствию в ЦИВе передан на частоте 2187,5 кГц, то, после получения ЦИВ-подтверждения, телексное сообщение о бедствии передать на частоте 2174,5 кГц).

 

Формат сообщения о бедствии в телексе имеет следующий вид:

MAYDAY

THIS IS BALTICA/UREB/273100020/TLX 71001

POSITION 33-45 N 133-45 E

FIRE ON BOARD

REQUIRED IMMEDIATE ASSISTANCE

25 POB READY TO ABANDON VESSEL

MASTER

NNNN

Таблица сокращений, применяемых при телексном обмене

Таблица сокращений, применяемых при телексном обмене

АВТ

About

о, об

HVNT

Havenot

не имею

ABV

Above

вышеуказанное

HEVER

However

однако

A/N

Abovenamed

вышеназванный

HS

Has

иметь

ARR

Arrival

прибытие

IFO 40 CST

 

топливо вязкостью 40 сантистоксов

ADTL

Additional

дополнительный

INST

Instant

текущего месяца (года)

ATYOURS

 

в вашем порту

INFO

Information

информация

AM

Antemeridian

до полудня

JFYG

Justforyourguidance

как раз для вашего сведения

AS FLWS

As follows

как следует ниже

KTS

Knots

узлы

ANS

Answer

ответ

LAT

Latitude

широта

A/M

Above mentioned

вышеназванный

LONG

Longitude

долгота

AVE

Average

средний

LDNG

Loading

погрузка

ADV

Advise

сообщать

LUBOIL

Lubricated oil

смазочное масло

AFT

After

после

MAX

Maximum

максимальный

ADD

Address

адрес

MT

Metric ton

метрическая тонна

ASAP

As soon as possible

как можно скорее

MDO

Marine Diesel oil

дизтопливо

BTWN

Between

между

MSG

Message

сообщение

BKG

Booking

букировка, список привлеченных грузов

MTM

Meantime

тем временем

CUD

Could

прошедшее от CAN

MNG

Morning

утро

CHGS

Charges

расходы

N

And

и (союз)

CFM (cnfm)

Confirm

подтвердить

NBR

Number

номер

C/B

Cash book

кассовая книга

NTD

Noted

приняли к сведению

CTNR

Container

контейнер

ON ACCT OF

On account off

 

в связи с

C/C

Carbon copy

копия

PLS

Please

пожалуйста

C/P

Charter party

чартер партия

PM

Post meridian

после полудня

DEPT

Department

отдел, департамент

QTTY

Quantity

количество

DC

Degrees centigrade

градусы по Цельсию

RYT

Referring to your telex

относительно вашего телекса

DTD

Dated

датированная

RPLY

Reply

ответ

ETA

Expected time of arrival

ожидаемое время прибытия

RE

Referring to

относительно

ETS

Expected time of sailing

ожидаемое время отхода

RPT

Repeat

повторить

ETD

Expected time of departure

ожидаемое время отхода

RGDS

Regards

с уважением

ETC

Expected time of completion

ожидаемое время окончания

ROT

Re our telex

ссылаясь на ваш телекс

ESTI

Estimated

приблизительный

REF

Reference

ссылка

ESCA

East coast of South America

восточное побережье Южной Америки

RCVD

Received

получили

ETC

Etceteras

и т.д.

ROB

Remainder on board

остаток на борту

FLWS

Follows

см. ниже

REQMT

Requirement

требование

FLWG

Following

следующий

REQD

Required

требуется

FM

From

от, из

RVTNG

Reverting

возвратимся(к вопросу)

FYG

For your guidance

для вашего сведения

SDLR

Singapore dollars

сингапурские доллары

FZN

Frozen

мороженый

TLX

Telex

телекс

FMORE

Furthermore

к тому же, кроме того

THRU

Through

через

GA

Gang

бригада

TKS

Thanks

благодарю

HV

Have

иметь

TFORE

Therefore

поэтому

HV SENT

Have sent

послали, отправили

TEMP

Temperature

температура

WP

Weather permitting

при условии благоприятной погоды

VTA

 

через, с заходом

TOB

Total on board

всего груза на борту

VOY

Voyage

рейс

 

VK

Парусные супер-яхты

Научные суда

   

Карта сайта