Ответственным за буксировочную операцию назначается компетентный начальник буксировки или капитан буксирующего судна.
До начала буксировки должна быть установлена система и организация командной связи, четко расписаны обязанности и ответственность всех участников буксировочной операции.
Подготовка судов к предстоящей буксировке должна включать все вопросы, связанные с организацией и обеспечением безопасности буксирной операции.
Для этого необходимо:
укомплектовать оба судна опытными экипажами (очень важно);
снабдить основным и запасным буксирным снаряжением;
подкрепить буксирные устройства;
обеспечить суда дополнительными средствами аварийной связи;
обеспечить аварийно-спасательным имуществом;
осуществить проработку предстоящего перехода и наметить вероятные порты-убежища;
произвести снабжение обоих судов топливом, водой и запасами, исходя из планируемой продолжительности рейса и с учетом штормовых запасов;
рассчитать на прочность детали буксирного снаряжения;
рассчитать остойчивость обоих судов;
принять меры к уменьшению рыскливости буксируемого судна;
подкрепить корпус, надстройки, рубки, палубные устройства;
произвести герметизацию объекта, буксируемого без экипажа;
предусмотреть способы по борьбе за живучесть судна и меры по снятию людей с объекта.
Если буксирный караван представляет непосредственную опасность мореплаванию, морским сооружениям или побережью при разрыве буксирного каната, или по какой-либо другой причине, капитан буксирующего судна обязан передать информацию об этом всеми имеющимся в его распоряжении средствами ближайшим судам, а также компетентным властям в первом пункте на побережье, с которым он может установить связь.
Во всех случаях меры по возобновлению буксировки буксирного каравана, если он оторвался, должны проводиться в соответствии с хорошей морской практикой, учитывая сезонные погодные условия и район операции.
Для сокращения риска загрязнения количество нефтепродуктов на буксируемом объекте должно быть ограничено требованиями безопасности буксируемого объекта и/или буксирующего судна и их нормальной эксплуатации при условии,что удаление нефтепродуктов с буксируемого объекта не создает риска для окружающей среды.