Различают следующие вида буксировки:
аварийная (вынужденная) буксировка поврежденных судов, потерявших ход;
плановая буксировка несамоходных судов и объектов;
вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
Существуют следующие способы буксировки:
буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе (основной способ буксировки – применяется при морских и дальних океанских плаваниях) Lб > 200 м;
буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке) Lб = 30 - 40 м;
буксировка в кильватер за корму (применяется при буксировке судов с поврежденной носовой оконечностью);
буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;
буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах.
Буксирный караван может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.
Морские и океанские буксировки производятся на основании требований «Руководства по безопасной океанской буксировке», разработанных Комитетом по безопасности ИМО (КБМ/циркуляр № 884 от 21.12.1998 г.).
Данное Руководство устанавливает комплекс необходимых требований к безопасности буксируемых судов или других плавучих объектов, включая плавучие установки, конструкции и платформы в море.